Пример заключения по результатам обзорной проверки с выражением безоговорочно положительного мнения (приложение к федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности)

Ст. 59 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», принятым 27.07.2004 за номером 79-Ф3 в его редакции от 03.04.2017, предусматривается возможность проведения служебных проверок в государственном учреждении при особых обстоятельствах для выяснения факта совершения дисциплинарного проступка сотрудником. Непосредственно Трудовым кодексом, проведение таковых проверок не предусмотрено, однако инициатор вправе ссылаться при их осуществлении на вышеупомянутый федеральный закон.

Порядок проведения служебных расследований и проверок на частных предприятиях никак не регламентирован, однако работодателю никто не запрещает проведение подобных мероприятий в рамках других действующих законов и основываясь на своём здравом смысле.

Оглавление:

Порядок проведения служебной проверки

Любая служебная проверка может быть инициирована как самим работодателем или уполномоченным им представителем, так и непосредственно сотрудником, подозреваемым в совершении дисциплинарного проступка или же профсоюзной организацией в целях защиты интересов трудящегося. Основной задачей проверки является установление или опровержение факта совершения проступка, определение степени вины и размеров, а также характера причиненного вреда, если такой имел место быть.

Первым действием в проведении служебной проверки в отношении сотрудника обязана быть документальная фиксация факта самого проступка. Такая фиксация осуществляется в форме служебной записки произвольного образца.

Работодатель обязан принять эту записку к исполнению и зарегистрировать её в соответствующих журналах документооборота. Время на проведение последующего расследования фиксируется с момента обнаружения факта проступка и составляет один месяц. Кроме этого учитывается то, что сотрудник за дисциплинарный проступок не может быть наказан спустя срок свыше шести месяцев с момента совершения такового, или спустя два года, если он был выявлен в ходе хозяйственных или аудиторских проверок.

Работодатель издает приказ о проведении служебной проверки на основании служебной записки или другого документа, а именно:

  • Заявления самого сотрудника;
  • Жалобы покупателей или контрагентов;
  • Акта о недостаче товара;
  • Акта об инвентаризации или заключения аудиторского расследования;
  • Письменных и устных обращений третьих лиц и организаций, в которых содержатся сведения про совершение сотрудником дисциплинарного проступка.

Формируется комиссия для проведения служебного расследования. Традиционно, в любые комиссии включается представитель работодателя, незаинтересованное лицо из штата или извне, и представитель сотрудника. Однако, так как проведение служебных проверок никак не регламентировано, окончательное решение о составе комиссии принимается работодателем.

Работодателем отправляется извещение сотруднику под подпись о необходимости составления объяснительной его проступка. При отказе принять его – составляется соответствующий акт за подписью двух свидетелей. Также может отправляться заказное письмо с уведомлением о вручении или отказе от него и описью содержимого. Сроки, в которые работник может составить объяснительную, составляют двое суток.

Комиссия может затребовать копии или оригиналы документов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факты вины в совершении проступка.

На основании заключения комиссии, работодатель принимает решение про применение или неприменение к совершившему проступок сотруднику .

В случае дисциплинарного взыскания, работодателем осуществляется составление соответствующего приказа и доведение этого приказа до сведения сотрудника.

Оформление заключения о проведении служебной проверки

Так как законодательное регулирование служебных проверок отсутствует, установленной формы заключения о проведении таковой проверки нет. Тем не менее, нормой принято создание заключения, состоящего из:


Отдельные нюансы проведения служебных проверок


Участие всех лиц в служебной проверке может быть исключительно добровольным – работодатель обязан получить их письменное согласие
. Во время проверки также по письменному согласию может проводиться психофизиологическая экспертиза – . К проведению проверок не запрещается привлекать третьих лиц на договорной основе.

В случае, если служебным расследованием было выявлено наличие признаков уголовного преступления, вся информация относительно этого расследования должна быть предоставлена в органы внутренних дел по решению работодателя.

Важный факт – служебное расследование не может включать в себя мероприятия, касающиеся жизни подозреваемого в совершении проступка сотрудника за пределами предприятия или вне времени исполнения рабочих обязанностей.

Проведение служебной проверки не является обязательным ни для работодателя, ни для сотрудников, однако оно может выступить решающим фактором при последующих судебных разбирательствах относительно применения или неприменения к сотруднику норм дисциплинарных взысканий, в особенности – прекращения трудовых взаимоотношений и увольнения по инициативе работодателя.

Фиксация проведения проверочного мероприятия означает составление и утверждение такого документа, как акт проверки. Причем если проверка проводится органом государственной власти (МВД, Роспотребнадзор и т.п.), акт имеет строго утвержденную форму и порядок заполнения. Нарушения в процедуре проведения проверочного мероприятия могут привести к отмене санкций посредством подачи .

В той статье мы расскажем о том, как самостоятельно оформить акт проверки в целях внутреннего контроля. Например, в отношении обособленного подразделения, работы отдела и т.п. Здесь же можно узнать о нюансах документа и узнать, где найти порядок проведения проверочных мероприятий.

Пример акта проверки

Общество с ограниченной ответственностью «Звезда Авроры»

ИНН 495396164 ОГРН 64125414645,

юр. адрес: 628424, Россия, г. Сургут, пер. Магистральный, 18, оф. 16

Время составления акта: 12 час. 30 мин. (местное время)

Время начала проверки: 11 час. 15 мин. (местное время)

Время окончания проверки: 12 час. 25 мин. (местное время)

Председатель комиссии: заместитель Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Звезда Авроры» (далее – Общество) Параманов Александр Дмитриевич

Члены комиссии: начальник отдела кадров Общества Усманова Вероника Аркадьевна, специалист финансового отдела Общества Дьякова Ольга Валерьевна,

на основании приказа Генерального директора Общества от 10.04.2017 г. № 168

проведена проверка работы обособленного подразделения Общества по адресу: Россия, г. Сургут, ул. Привокзальная, 49 (ТЦ «Магистраль»).

Присутствовали: руководитель обособленного подразделения Зиновьев Константин Сергеевич, продавец Криворученко Валентина Васильевна.

На момент проведения проверки установлено:

  1. В соответствии с требованиями Роспотребнадзора в обособленном подразделении оформлен уголок потребителя, ценники, проведена маркировка товаров
  2. Трудовая дисциплина соблюдается всеми работниками в полном объеме, медицинские книжки в наличии на каждого работника
  3. В соответствии с приказом Генерального директора № 48 от 09.01.2017 г. и № 49 от 09.01.2017 г. оформлен договор аренды помещения, соответствует санитарным требованиям.
  4. Работа с кассовым аппаратом соответствует требованиям законодательства РФ.

По итогам проверки комиссией сделан вывод о надлежащем состоянии работы в обособленном подразделении Общества и готовности к плановой проверке Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре.

Акт составлен в 2 экз., 1-й экз. направлен Генеральному директору, 2-й экз. вручен руководителю обособленного подразделения.

Председатель комиссии Параманов Александр Дмитриевич

Члены комиссии:

Усманова Вероника Аркадьевна

Дьякова Ольга Валерьевна

Когда составляется акт проверки

Формы актов поверки и порядок проведения мероприятий органами государственной власти Вы найдете в ведомственных приказах, а также нормах Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Порядок обжалования таких документов закреплен в приказах (административных регламентах). Рекомендации по составлению размещены на нашем сайте.

Если требуется составить акт проверки деятельности работника, то необходимо обратиться к нормам Трудового кодекса РФ. Большинство актов в отношении работников составляются в рамках служебных проверок с соблюдением требований ст. 193 ТК РФ. На сайте можно найти образец , и др.

Учтите также, что акт инвентаризации и акт списания материальных ценностей имеют строго регламентированную законодательством РФ форму (информация о составлении таких документов также есть на сайте). Во всех остальных случаях, когда требуется фиксация факта проведения проверки того или иного обстоятельства, документирование результатов и выводов комиссии, составляйте акт проверки.

Акт – документ, который составляется комиссией. Она может быть утверждена приказом руководителя, может быть образована на месте. Основанием проверки чаще всего служит распорядительный акт руководителя, который и указывается в основании.

Издается документ на официальном бланке организации, содержит наименование (акт проверки), дату, место и время составления. Целесообразно указать дату начала и окончания проверочного мероприятия.

Акт проверки может стать проведением служебной проверки в отношении отдельных работников и привлечении по ее итогам к дисциплинарной ответственности.

РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПАО « АК-ТРАНС» за 2014 г.

Ревизионная комиссия, действуя на основании Положения о ревизионной комиссии, провела очередную проверку финансово-хозяйственной деятельности Общества за период с 01 января по 31 декабря 2014 г. по результатам которой подготовлен настоящий отчет.

Основными вопросами проверки финансово-хозяйственной деятельности ПАО «АК-ТРАНС» за 2014 г. являлись:

Проверка правомочности решений, принятых руководством Общества,

в части соблюдения действующего законодательства и Устава Общества.

Проверка законности заключенных от имени Общества договоров, совершаемых сделок и расчетов с контрагентами;

Проверка документов по инвентаризации имущества, учета и обеспечения сохранности материальных ценностей;

Проверка правильности составления финансовой отчетности;

В ходе проверки Комиссии были представлены следующие первичные распорядительные и отчетные документы:

Приказы, изданные Обществом в отчетном году в т. ч. действующий приказ « Об учетной политике»;

Выборочно договора, заключенные Обществом;

Комиссия выборочно ознакомилась с Протоколами инвентаризационных комиссий по результатам проведенной плановой инвентаризации имущества Общества за 2014 г. по следующим категориям: основные средства, МБП, инвентарь. В ходе проверки учета и обеспечения сохранности материальных средств, в том числе основных, нарушений не выявлено, результаты инвентаризации отображены в бухгалтерском учете .

Проверка состояния бухгалтерского учета и правильности

составления финансовой отчетности по итогам 2014 г.

Предметом проверки были вопросы отражения полноты, достоверности и соответствия, установленных законодательством требований к формированию финансовой отчетности Общества.

Информационными источниками при проведении проверки деятельности

Общества были формы финансовой отчетности 2014г., а именно баланс предприятия на 31 декабря 2014 года, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале.

Проверка проводилась с целью подтверждения отсутствия в них существенных ошибок. На выборочной основе подтверждалась правильность числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерских отчетах.

На протяжении отчетного периода все проводимые в обществе хозяйственные операции отражались в бухучете в соответствии с методикой, предусмотренной Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности Украины», а также Концептуальной основой финансовой отчетности по международным стандартам.

Отчетность предприятия за 2014г. составлена в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Проверка ведения учета запасов материальных ценностей установила, что на протяжении отчетного периода их учет осуществлялся на основании первичных документов по цене приобретения. Факты приобретения подтверждены счетами, кассовыми ордерами, квитанциями. По состоянию на 31 декабря 2014 года на балансе предприятия производственные запасы числились в сумме 3 тыс. грн.

В учете приобретения, реализации и списания материалов на производственные цели нарушений не выявлено.

2.2 . Учет денежных средств.

Бухгалтерский учет и документальное оформление кассовых операций в Обществе соответствует требованиям «Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины». Ведение и документальное оформление операций по расчетному счету соответствует «Инструкции о безналичных расчетах в национальной валюте в Украине». Проверка кассовых и банковских документов проводилась списочным методом. Все денежные средства, полученные в банке, оприходованы в кассу в полном объеме. Расхождений между выписками банка и данными учета не установлено. Утвержденный лимит остатка денежных средств в кассе выдерживается. Нарушений по ведению и документальному оформлению кассовых операций и расчетного счета не выявлено.

Формирование в бухгалтерском учете информации о дебиторской задолженности и ее отражение в финансовой отчетности осуществлялось в соответствии с требованиями Стандарта « Дебиторская задолженность».

Дебиторская задолженность, которая учитывается в балансе по срокам погашения, отнесена к текущей задолженности.

По состоянию на 31 декабря 2014 года текущая дебиторская задолженность составила 284 тыс. гривен, в т. ч.

За выполненные услуги – 8,0 тыс. грн.;

По компенсации за предоставленны коммунальные услуги арендаторам – 176,0 тыс. грн.

По оплаченным авансам за коммунальные услуги – 98,0 тыс. грн.

Нарушений в учете и отражения дебиторской задолженности в отчетности не выявлено.

3. Учет обязательств.

Учет обязательств в отчетном периоде осуществлялся в соответствии с требованиями Стандарта «Обязательства».

Расчеты по заработной плате, социальному страхованию, с подотчетными лицами, бюджетом соответствуют данным регистров синтетического и аналитического учета, что является основанием для подтверждения их достоверности. На протяжении всего отчетного периода заработная плата начислялась и выплачивалась своевременно. Задолженности перед работниками общества по выплате зарплаты не выявлено.

5. Учет собственного капитала.

Уставный капитал в отчетном периоде остался без изменений и составил 883 тысячи 585 гривен 75 коп.

Непокрытый убыток отражен в сумме 340 тыс. грн.

Нарушений в учете собственного капитала и отражения его в балансе не выявлено.

6. Учет финансовых показателей и использование прибыли.

Доходы от реализации услуг и прочих видов деятельности в отчете о финансовых результатах (ф.№2) отражались в соответствии с требованиями Стандарта «Доход».

Данные о реализации услуг отвечают первичным документам и являются достоверными.

Учет затрат на осуществление операционной деятельности в отчетном году велся в порядке, который определен соответствующим стандартом «Расходы». Выборочной проверкой нарушений в ведении учета затрат, которые относятся на производственный процесс, не выявлено.

Определение балансовой прибыли осуществлялось по требованиям Международных стандартов финансовой отчетности, налоговой прибыли - в соответствии с действующим налоговым законодательством.

По данным бухгалтерского учета по состоянию на 31 декабря 2014 года балансовая прибыль составила 518,0 тыс. грн., непокрытый убыток с учетом предыдущих периодов - 340 тыс. грн. Искажений в отражении финансового результата не выявлено.

Финансово-хозяйственная деятельность Общества полностью отражена в установленных отчетных формах. Показатели форм баланса, отчета о финансовых результатах, на 31 декабря 2014 года соответствуют первичным документам аналитического учета.

Выводы комиссии по результатам проверки.

Результаты проверки Ревизионной комиссии финансово-хозяйственной деятельности 2014 года дают основания утверждать, что:

1.При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности ПАО «АК - ТРАНС» в целом придерживается требований законодательства Украины.

2.Финансовая отчетность справедливо и достоверно отражает все стороны финансового состояния Общества, движение денежных потоков , товарно-материальных ценностей.

3.Активы и пассивы в балансе за отчетный период отражались без искажений в соответствии с требованиями установленных стандартов бухучета.

4.Достоверность бухгалтерской отчетности за 2014 год подтверждена аудиторской фирмой «Юрхолдинг - Аудит».

В соответствии с вышеизложенным, Комиссия рекомендует утвердить отчет и выводы Ревизионной комиссии.

Председатель комиссии___________

Члены комиссии ___________

Ознакомлена:

Главный бухгалтер ________________

На странице представлен образец бланка документа «Пример заключения по результатам обзорной проверки с выражением безоговорочно положительного мнения (приложение к федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности)» с возможностью скачать его в формате DOC и PDF.

Тип документа: Заключение

Размер файла документа: 6,2 кб

Бланк документа


Скачать образец документа

Сохраните этот документ у себя в удобном формате. Это бесплатно.

Приложение N 2 к правилу (стандарту) N 33

ПРИМЕР

ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ С ВЫРАЖЕНИЕМ

БЕЗОГОВОРОЧНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МНЕНИЯ

Заключение по результатам обзорной проверки

финансовой (бухгалтерской) отчетности

"Мы провели обзорную проверку прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующего субъекта "YYY" за период с 1 января по 31 декабря 20(XX) г. включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность хозяйствующего субъекта "YYY" состоит из:

бухгалтерского баланса;

отчета о прибылях и убытках;

приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

пояснительной записки.

Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган хозяйствующего субъекта "YYY". Наша обязанность заключается в подготовке заключения об этой финансовой (бухгалтерской) отчетности на основе проведенной нами обзорной проверки.

Мы провели обзорную проверку в соответствии с:

Федеральным законом "Об аудиторской деятельности";

федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 33;

внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (указать аккредитованное профессиональное объединение);

правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;

нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности хозяйствующего субъекта.

Обзорная проверка планировалась и проводилась таким образом, чтобы получить ограниченную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Обзорная проверка ограничивается в основном запросами к сотрудникам хозяйствующего субъекта и выполнением аналитических процедур в отношении данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, вследствие чего она обеспечивает меньшую уверенность, чем аудит. Мы не проводили аудит и, соответственно, не выражаем мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

При проведении обзорной проверки наше внимание не привлекли никакие факты, которые дали бы нам основания полагать, что прилагаемая финансовая (бухгалтерская) отчетность не отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение хозяйствующего субъекта на 31 декабря 20(XX) г. и результаты его финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20(XX) г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности (и/или указать документы, определяющие требования, предъявляемые к порядку подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности). "XX" месяц 20(XX) г.

Руководитель (или иное уполномоченное лицо) аудиторской организации (исполнителя обзорной проверки) либо индивидуальный аудитор (фамилия, имя, отчество, подпись и должность).

Руководитель обзорной проверки (фамилия, имя, отчество, подпись, номер, тип квалификационного аттестата аудитора и срок его действия).

Печать аудитора".

Сохраните этот документ сейчас. Пригодится.

Вы нашли то что искали?

Да, спасибо!
Нет

* Нажимая на одну из этих кнопок, Вы помогаете формировать рейтинг полезности документов. Спасибо Вам!

Смежные документы

  • (Полный перечень документов)

Документы, которые также Вас могут заинтересовать.

Аудиторское заключение - образец данного документа, который утверждается аудиторской организацией и заполняется по результатам проведенной проверки, можно скачать по ссылке, представленной далее в статье. Также в статье нашей раскрываются требования, предъявляемые к данному документу.

Аудиторское заключение — в каком виде оформляется этот документ, выдаваемый аудитором по результатам проверки?

По итогам проведения проверки аудитор должен составить письменный документ, в котором отражаются все результаты его деятельности. Согласно ст. 6 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (далее — ФЗ об аудиторской деятельности), официальным документом, составляемым для бухгалтерии аудируемого лица, является заключение аудитора, которое содержит мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого.

Кроме того, по результатам проверки может оформляться отчет, содержащий сведения о проведенной проверке и ее результатах. Данная форма обобщения информации об аудите упоминается в постановлении Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 № 696, в частности, в приложении к правилу (стандарту) № 12, которым утверждается образец письма о проведении аудита. В примере указывается, что в дополнение к заключению аудитора проверяющий может представить отчет о замеченных в ходе проверки недостатках.

Требования к аудиторскому заключению и отчету аудитора

Требования, которые законодатель предъявляет к содержанию аудиторского заключения, содержатся в ч. 2 ст. 6 ФЗ об аудиторской деятельности. В частности, документ должен включать в себя следующие реквизиты:

  • название, которое прописывается по центру, — «Аудиторское заключение»;
  • информацию об адресате;
  • сведения об аудируемой организации (ИП): ИНН, ОГРН, юридический и фактический адрес и т. д.;
  • данные аудиторской организации;
  • перечень бухгалтерской или финансовой отчетности, которая подвергается аудиту, с обязательным указанием периода, за который она представлена;
  • объем аудита;
  • мнение аудитора о достоверности предоставленной документации;
  • дату составления документа.

Заключение может быть предоставлено только организации, в которой проводилась проверка, либо лицу, с которым был заключен договор на оказание услуг.

Более подробные сведения об аудиторском заключении содержатся в приказе Минфина РФ «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» от 20.05.2010 № 46н (далее — приказ № 46н). В приложении № 1 к данному приказу изложены примеры ситуаций, в которых составлялись аудиторские заключения.

Что касается отчета о проведении аудиторской проверки, то законодатель ни требований к нему, ни образца документа не утверждает. Учитывая этот факт, аудиторская организация может либо утвердить его форму самостоятельно, либо составить документ в произвольном виде. Единственное требование к отчету — указание на его принадлежность к проводимой проверке и наличие печати и подписи аудитора.

Аудиторское заключение — структура документа и его образец

Несмотря на то что законодатель устанавливает требования относительно содержания заключения и приводит образцы составления документа (приказ № 46н), аудиторские организации вправе разработать форму заключения самостоятельно, отразив в ней все рекомендации законодателя.

Не знаете свои права?

Так, заключение должно составляться в письменной форме и содержать подписи не только аудитора, но и руководителя аудиторской организации. Кроме этого, к нему прикладывается вся бухгалтерская отчетность, которая подверглась проверке. Все бумаги должны быть прошиты, пронумерованы и скреплены печатью аудиторской организации.

Структура заключения следующая:

  1. Наименование документа — «Аудиторское заключение».
  2. Преамбула. Здесь фиксируются все идентификационные сведения об аудируемом лице и аудиторской организации. Также в эту часть входит перечень документов, подлежащих проверке.
  3. Ответственность сторон.
  4. Основная часть (включает в том числе мнение аудитора).
  5. Подписи и печати аудиторской организации.

Главная задача аудитора при составлении заключения — указать, соответствует ли ведение бухгалтерской отчетности аудируемого лица правилам ведения бухучета, которые утверждены приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. При этом следует иметь в виду, что применяются те положения правил, которые действовали в момент составления бухгалтерской отчетности.

Прежде чем составлять немодифицированное аудиторское заключение, аудитор должен обсудить все ошибки, найденные им в бухгалтерской отчетности, с руководителем аудируемого лица. Если компромисса достигнуть не получится, аудитор должен изложить свои замечания в заключении.

Образец аудиторского заключения , составленный с учетом всего изложенного выше, можно скачать на нашем сайте.

Виды аудиторских заключений

В п. 14 приложения № 1 к приказу Минфина № 46н уточняется, что аудитор по результатам проверки может вынести одно из установленных заключений. Законодатель выделяет следующие варианты:

  1. Безоговорочно положительное заключение (немодифицированное). Данное заключение выдается в том случае, если представленные на проверку документы дают достоверное представление о финансовом положении предприятия и результатах его деятельности. Иными словами, если вся документации составлена в соответствии с требованиями законодательства и аудируемое лицо ведет свою деятельность, не нарушая положений нормативных актов.
  2. Модифицированное заключение. Оно составляется, если в результате проверки имели место следующие обстоятельства:
    • не влияющие на мнение аудитора, но требующие внимания аудируемого лица;
    • влияющие на мнение аудитора и приводящие к составлению заключения с оговоркой, отрицательным мнением или отказу в выражении мнения со сторон аудитора.

При этом модифицированное заключение может быть:

  • с оговоркой — в случае, когда нет данных, позволяющих выразить отрицательное мнение, но имеются сведения, которые необходимо довести до руководства аудируемого лица во избежание допущения впоследствии ошибок в ведении хозяйственной и финансовой деятельности (в заключении может содержаться фраза «за исключением обстоятельств»);
  • с отказом от выражения мнения — в том случае, когда документы, представленные на аудит (объем аудита) не позволяют сделать каких-либо объективных выводов о соответствии бухгалтерского учета требованиям законодательства;
  • с отрицательным мнением — в том случае, если оговорки недостаточно для того, чтобы указать на ошибки в ведении финансово-хозяйственной деятельности и имеют место разногласия с руководством компании, которое этих ошибок не признает.

Вне зависимости от того, какую позицию занял аудитор, заключение должно содержать его мнение. Без этого раздела документ не будет иметь юридической силы.

Итак, результаты проведенной аудиторской проверки должны быть оформлены заключением аудитора. При этом последний также вправе составить отчет о проверке и акт выполненных работ, которые будут являться приложениями к договору на оказание услуг. Все замечания, которые изложены в заключении аудитора, обязательны для устранения. Недостатки же, изложенные в отчете и акте, носят рекомендательный характер.