Что такое моноколесо? Как на нем ездить, преимущества и недостатки моноколёс. Что такое моноколесо, принципы его устройства и работы Ручка и панель управления моноколесом

Встреча

Нельзя сказать, что концепция моноколеса сразила меня совсем с нуля. В 2008 году я размышлял, не купить ли скутер, в районе 2012 присматривался к электровелосипедам. Обычный велосипед меня не интересовал, потому что до разных мест работы последние годы расстояние от дома составляло в районе 15 км, а знакомые и коллеги, которые ездили на велосипедах, преодолевали не больше половины этого расстояния. Самобалансирующиеся электрические устройства были мне известны, но совершенно не вдохновляли - сегвеи были дороги и громоздки, а широко распространившиеся в 2016 гироскутеры не могли решить задачу передвижения на большие расстояния по городу. Первый человек на моноколесе проехал мимо меня в мае 2016 года, его заметили из окна коллеги, но по каким-то причинам проигнорировал я. Можно восстановить дату, когда я узнал о моноколесах - 22 июля я прочитал пост в ЖЖ и стал копать в этом направлении. Аппарат выглядел компактным, очень стильным и способным довезти меня до работы и обратно. Спустя неделю просмотра роликов и фотографий я четко понял, что очень хочу этот вид транспорта.

Логика выбора

Как выбрать наиболее подходящую модель? Я старался действовать рационально, поэтому стал определять основные ограничения. Главным из них была возможность проехать 30 км на одной зарядке - возить с собой зарядное устройство и заряжать колесо дома и на работе было бы очень неудобно. По указанным в магазинах характеристикам формально впритык подошли бы колеса с емкостью батарей 340 Вт*ч, но китайским ваттам я не доверял ни капельки и решил применить понижающий коэффициент. В районе 500 Вт*ч моделей тогда не было, да и двойной запас выглядел разумной мерой предосторожности, так что минимально приемлемой становилась батарея 680 Вт*ч. Летом 2016 такие модели предлагали Kingsong и Gotway. И у первых был агрегат с совершенно шикарной эргономикой - выдвижной ручкой, фарами с обеих сторон, закрытым продуманным корпусом. Ну и иррационально меня привлекло вот это видео.

Вообще, подобные клипы прекрасно служат популяризации моноколес. Много позже мне написал человек, увлекшийся темой из-за уже моих роликов с покатушками . Вышедшая в начале 2016 года модель KS-16A уже морально устарела, но дизайн корпуса получился удивительно удачным, на его базе Kingsong создает новые колеса. По результатам эксплуатации выбор считаю правильным - 680 Вт*ч в моих условиях хватает на ~45 км, а эргономика действительно оказалась отличной.

Обучение

Следующий очевидный этап - научиться ездить. С одной стороны, любой, кто может стоять на ногах, может ездить на моноколесе - в обоих случаях мозг решает задачу поддержания неустойчивого равновесия. С другой стороны, это новый навык, которому надо учиться, поэтому, увы, встречаются люди, которым не хватило терпения. Особенно плохо будут обстоять дела, если учиться неправильно. Пока колесо было в пути, я посмотрел и почитал разные обучающие материалы, и был теоретически готов. Увы, практика показала, что выбранный способ обучения мне категорически не подходил, за неделю я застрял на попытках делать упражнение «длинный шаг» без видимого прогресса. Зато спустя два дня езды с опорой на плечо жены я поехал самостоятельно. Упражнения в видео полезны, но, но по моему опыту, лучший способ научиться - найти кого-нибудь и учиться ездить, опираясь на его плечо. Уже в этом году я научил кататься жену, и в ее случае тоже дело шло гораздо лучше с опорой. Хотя в интернете можно найти истории, как люди научились быстро и сами при помощи «длинного шага». Как минимум попробуйте, вдруг вам повезет?

Кривая наглости и безопасность

У многих возникает вопрос - безопасно ли ездить на транспортном средстве, у которого всего одно колесо? Воображение может рисовать страшные картины внезапно отключающегося на полном ходу колеса с последующим падением. Но реальный опыт показывает, что контроллер, поддерживающий равновесие, сгорает обычно на малой скорости в условиях наличия препятствий, и на десятки тысяч пройденных километров российского моноколесного сообщества есть буквально единичные случаи аварий на ходу, когда, например, сгорает датчик Холла (стоит в колесе для определения его положения контроллером). Лично у меня на 2300 км было четыре достойных упоминания падения, ни одно из них не было связано с отказом техники, и, благодаря защите, я сохранил в целости не только тушку, но и одежду. Вообще, как минимум по финансовым соображениям я всегда советую ездить в роллерной защите - купленная за тысячу рублей она сэкономила тысяч десять на не порванных джинсах, рубашках и куртках.

Первый случай попал на видео. В конце прогулки я заехал явно не туда, и, не успев выбраться, въехал в участок более мягкой и глубокой грязи, в котором колесо забуксовало и сбросило. В целом глубокий мягкий песок или грязь непроходимы для колеса, учитывайте это. Необходимо постоянно оценивать дорогу впереди, и лучше сбавить скорость, чем внезапно оказаться в опасности. Во влажную погоду нужно повышенное внимание, однажды я недооценил степень скользкости грязи, колесо повело, я сумел с ним справиться, но, все равно, ощущение не из приятных.

Во втором случае я возвращался затемно с работы. Прошел и растаял первый снег - сыро как после легкого дождя. В какой-то момент вижу, что еду параллельно небольшому уступу асфальта (слева чуть выше, справа чуть ниже). Успеваю подумать «так колесо будет цепляться боком покрышки об этот уступ, это неправильно, надо уходить вбок», может быть, даже начинаю поворачивать, как колесо вылетает из-под ног вправо, а я лечу вперед. Опять же спасибо защите - все царапины и потертости остались на ней.

В третьем случае причина была исключительно психологическая. Естественно, что первые поездки выполнялись медленно и осторожно. Затем с ростом уверенности начала увеличиваться скорость езды. К сожалению, управление весом на моноколесе настолько приятно, что провоцирует гнать быстрее и маневрировать активнее. Ну и дальше оставалось только подождать, когда это приведет к падению. На моей обычной дороге с/на работу есть длинный забор с проездами. Поскольку не видно, что за забором, то я всегда притормаживаю. Но, раз обычно там никого не оказывается, тормозить несколько обидно. Ну и в один прекрасный день я решил затормозить резко, чтобы, заодно, проверить маневренность колеса. Ну и проверил - подал на колесо слишком большую нагрузку («продавил») и на скорости больше 20 км/ч полетел рыбкой вперед. О том, что скорость в начале падения была большая я задумался еще до остановки - «что-то долго я по асфальту скольжу, пора бы и остановиться». И это падение тоже обошлось без каких-то последствий.

Ну и, наконец, четвертый случай является единственным падением в 2017 году и включен сюда из-за его поучительности, а не серьезности. Еду как-то раз по привычной дороге на работу, скорость где-то 25 км/ч. В одном месте участок старой плитки, подъезжая, думаю: «Что-то у нее цвет необычный… Песка насыпали что ли… А! Плитку сняли! Я ж сейчас в глубокий песок въеду и грохнусь! Надо тормозить и спрыгивать!» Ну и спрыгнул. Потерял равновесие, на остатках скорости упал в песок, защита на коленях и ладонях в песке и пыли, и снова никаких повреждений. Если бы ехал медленнее или же не решил аварийно прекращать движение, ничего бы не случилось - проехать там было можно.

Для охлаждения желания гонять и более адекватной оценки своих возможностей рекомендую регулярно читать тему «Падения и травмы» на форуме электротранспорта. Моноколес не стоит бояться, на них можно ездить долго и безопасно, но, в то же время, неосторожность или излишняя самоуверенность могут легко привести к травме. Будьте внимательны и ездите безопасно!

Зимовка



Если честно, конкретно в этот день был мягкий снег, и ехать было невозможно

Как это ни удивительно, но зима не является абсолютным препятствием для моноколеса. Да, нужно тепло одеваться, и далеко не все дороги остаются доступными, но ездить вполне можно. В принципе, можно ездить и не модифицируя колесо, но будут полезны следующие операции:

  1. Утепление батарей. Литий-ионные батареи могут разряжаться до -10, но вот заряжаться только не ниже нуля, а в моноколесе почти при каждом торможении включается рекуперация . К тому же, холодные батареи теряют емкость.
  2. Замена покрышки. На летних сликах можно ездить по снегу, но вот маневры на льду будут невозможны.
  3. Дополнительная гидроизоляция. Снег набивается в колесный отсек, а реагенты, которыми посыпают дороги, химически агрессивны.
Конкретно в моем случае зимой совершенно терялась возможность проехать на работу - на пути был путепровод и малолюдный участок, которые заметались намертво, а ездить по проезжей части оживленной магистрали не хотелось. Поэтому из всех вариантов я выбрал только утепление батарей - для поездок по паркам и прогулочных целей это казалось самым подходящим вариантом. Для утепления использовалась обычная теплолента, наматывающаяся вокруг батарей в два слоя.

Зимой батареи держались просто занимая все место в отсеке, а весной я убрал ленту и снова посадил батареи на двойной скотч.

Если вы живете в большом городе, то колесо возможно будет эксплуатироваться круглый год. Сейчас самое время понаблюдать за состоянием дорог - будут ли они пригодны для перемещения на колесе зимой.

Надежность

В принципе, моноколесо - довольно надежный агрегат, и можно долго ездить без поломок. В то же время вы участвуете в «аварийной лотерее». Например, у меня за все время ничего не случилось с контроллером (наиболее распространенный вид отказов), но зато выпала авария нового типа, появившаяся совсем недавно. Кроме этого были еще две потенциально неприятные ситуации.

В первом случае сгорел предохранитель. Прошел дождь, асфальт сырой, в воздухе очень мелкая морось. Проехав примерно сто метров от офиса до пешеходного перехода, я спешиваюсь, выдвигаю ручку и перехожу дорогу. На другой стороне дороги высокий бордюр, я поднимаю включенное колесо, как бы закидывая его на бордюр, так, что оно оказывается наклоненным в мою сторону:

Колесо раскручивается, касается бордюрного камня и продолжает крутиться, пробуксовывая (слышен звук трущегося колеса, и не чувствуется никакого давления на ручке). Колесо успевает пикнуть один раз и отключается. После этого нажатия кнопки питания ничего не дают.

Полезно знать: Если ваше моноколесо выключилось и не включается, то попробуйте покрутить непосредственно колесо руками. Если крутится с трудом и рывками, скорее всего вышел из строя контроллер. Если вращается свободно - проблема в чем-то другом.

В моем случае колесо вращалось свободно, и оставалась надежда, что сгорел предохранитель. Увы, конкретно на этой модели, чтобы до него добраться, нужно разбирать весь корпус. Кстати, для моноколес уже давно выпускаются обновления прошивок и приложения для телефонов. Конкретно на этой модели был баг, подававший излишний ток в определенных ситуациях, возможно, предохранитель сгорел из-за него. Спустя некоторое время вышла новая прошивка, где баг исправили.

Во втором случае был явно не мой день. Еду на работу и замечаю, что на кочках и при спрыгивании с бордюров раздается звук будто бы удара металла по металлу, причем, по ощущениям, на левой педали. Еду и думаю, пружина на педали сломалась, что ли? Колесо ведет себя хорошо, поэтому доехал 15 км до работы. Проверяю педаль - все выглядит нормальным. Вечером отправляюсь в обратный путь - звук раздается теперь на каждой кочке, явно что-то не в порядке. Не хочу рисковать, доезжаю до остановки, чтобы отправиться дальше автобусом. И тут колесо не выключается! Нажимаю кнопку еще раз - ноль реакции.

Знайте баги вашей модели! У ранних версий KS-16A очень редко колесо отказывалось выключаться. Правильные действия - не наклоняя вперед/назад, положить набок и ждать.

Сижу на остановке антирекламой моноколес, коротаю ожидание контролем времени и невеселыми размышлениями. Спустя 2-3 минуты колесо выключается. Включаю, вроде все ОК. Еду с остановки до дома - колесо работает, но металлический звук, похоже, стал еще хуже. Осматриваю колесо дома. Если ударять шиной об пол без нагрузки, звука нет. На левой половине мотор-колеса свежая круговая царапина. Влезаю на колесо, ставлю камеру и записываю видео - так и есть - левая стойка прогибается и цепляет корпус. Сначала я грешил на погнувшуюся педаль, но реальность оказалась хуже.

Что общего у моноколеса, паровоза и реактивного лайнера? Когда их начали активно эксплуатировать, там проявилась усталость металла. Диаметр оси был, скорее всего, выбран стандартный для какой-то другой техники, не учитывая нагрузки моноколеса. В результате на оси возникала усталостная трещина, которая разрасталась и в итоге ломала ось. У всех производителей, колеса которых активно и долго эксплуатировались, эта проблема проявилась в 2017 году. Ось выходила из строя обычно после первой тысячи километров, и, несмотря на то, что серьезными нагрузками можно было повысить вероятность отказа, происходил он случайно. Например, я катался аккуратно, прыгать не научился, был не самым толстым ездоком и все равно поймал эту проблему.

Тут самое место подчеркнуть, что, приобретая моноколесо, не пожалейте денег на покупку в магазине, дающем гарантийные обязательства. Новый контроллер стоит несколько тысяч, а мотор-колесо - примерно десять. В моем случае гарантия окупилась с лихвой - мне прислали на замену мотор-колесо. И тут началось новое веселье - дело в том, что производитель изменил спецификацию и с какого-то момента стал делать ось на два миллиметра толще. Это хорошо и правильно, потому что ось будет ломаться реже, но я сумел сорвать резьбу на креплении стойки педалей раньше, чем это заметил. В решении проблемы я пошел двумя путями сразу - старую стойку я отдал на нарезку большей резьбы и, параллельно, попросил выслать вторую пару стоек. Старые стойки сделали так себе, а когда приехали новые, выяснилось, что производители изменили пару размеров и там. В результате на несколько вечеров у меня появилось хобби - выпиливание по металлу и пластику. Новые стойки нужно было подпилить, чтобы на них можно было поставить старые педали.

А в крышках надо было пропилить отверстия под сместившиеся вниз отверстия в стойках.

Как ни удивительно, но собранное колесо включилось и прекрасно проехало с тех пор примерно 800 км. Ремонт занял у меня 2,5 месяца, с середины мая по конец июля. На всякий случай специально уточню - поскольку здесь повествование концентрировалось на проблемах, может показаться, что я недоволен моделью или фирмой-производителем. Это не так.

Кстати, обычное техническое обслуживание колеса минимально - протереть от пыли, проверить давление в камере (рабочее давление 2,5-3,5 атмосферы в зависимости от дорожных условий и личных вкусов), в городах, где активно сыпят реагенты в зимний период, помыть после поездки (поставить в ванну, направить душ на покрышку и чуть наклонить колесо).

Прочее

На фото в публикации виден ремень, которым колесо за ручку крепится к поясу. Необходимость этого приспособления спорна, но лично я считаю его полезным - в случае падения колесо не сможет далеко укатиться. Когда на моем маршруте есть участки, где слева оживленная трасса, а справа - откос на железную дорогу, желание не потерять колесо перевешивает повышенную с ремнем опасность травмироваться о колесо при падении.

Однозначно полезными приспособлениями являются:

  • Роллерная защита - да, я не устану напоминать о ее важности.
  • Велосипедный насос с манометром - удобнее, чем определять на ощупь.
  • Рюкзак - я возил и довольно тяжелые грузы, это было удобно.
  • Очки - насекомые, попадающие в глаз даже в октябре, - это печальная реальность.
  • Наушники с костной проводимостью - не закрывают ухо и не мешают прохожим, как динамики на колесе.
  • Обувь с плоской тонкой подошвой - но не переборщите, в сланцах ездить небезопасно.
  • Приложения для смартфона - родное от производителя, логгер WheelLog (совместим с самыми распространенными моделями), велосипедный трекер (мне нравится Urban Biker).
  • Отражатели и индикация для езды в темное время суток - не только повышают безопасность, но и прикольно смотрятся.
  • Кому-то нравятся еще велосипедный звонок и зеркало, но я не пользовался.

Заключение

Говорят, что влюбленность сохраняется примерно полтора года. Если это применимо к гаджетам, то в моем случае влюбленность явно переросла в любовь. Яркость увлечения немного угасла, но я по-прежнему убежден, что моноколесо - это один из видов транспорта будущего, причем, доставляющий больше всего удовольствия от езды.

Как не зависеть от общественного транспорта, оставаясь мобильным и свободным в выборе маршрутов передвижения? Купить моноколесо! Например, . Со стороны такой транспорт выглядит опасным и неустойчивым – кажется, нужно прилагать неимоверные усилия, чтобы сохранять равновесие и не упасть с уницикла. На самом деле, конструкция моноколеса рассчитана на безопасную и приятную поездку, просто нужно понимать принцип работы устройства и приобрести некоторые навыки. И тогда можно не только катить по улицам, но и выезжать на грунтовые и травяные покрытия, получая наслаждение от неторопливой поездки.

Для многих такой вид транспорта – отличная альтернатива загруженным автобусам и трамваям при поездке на работу. Кроме этого, уницикл работает без выброса в атмосферу вредных паров, легко переносится и занимает совсем немного места в офисном помещении. Познакомиться с принципом работы и устройством моноколеса можно на примере NineBot by Segway One E+.

Корпус

Корпус моноцикла, состоящий из двух частей, изготавливается из высококачественных материалов, прочных и не склонных к деформациям. В модели корпусу придан футуристический дизайн, подчеркнутый круговой подсветкой. Цвет пластика может быть белым или черным, оба варианта смотрятся стильно и современно.

Некоторые производители применяют для моноколес прозрачный корпус или декорируют его цветовыми накладками. Пользователи считают более практичным корпус из матового пластика – на нем не так видны царапины и потертости, как на глянцевом. Снизу корпуса вмонтированы раскладные подножки из нескользящего материала. В нерабочем состоянии подножки утапливаются в боковые стенки.

Многие модели оснащают подножки маленькими выдвижными колесами. С таким приспособлением проще научится ездить на уницикле, а если есть страх потерять равновесие, то их можно использовать во время езды постоянно.

В Ninebot by Segway One E+ корпус практически полностью прикрывает колесо, что оберегает его от попадания внутрь грязи и мелких камней.

Наличие освещения и ходовых огней

Не каждая модель оснащена подсветкой, но в One E+ она имеется. Круговое расположение освещения синего цвета не только украшает дизайн модели, но и обеспечивает подсветку дороги в темное время и служит элементом ночного оповещения прохожих и автомобилистов.

Использовать уницикл без осветительных сигналов может быть опасно, особенно для подростков, не придающих внимания реальным опасностям на дорогах. Несмотря на то, что скорость моноколеса невысока, но ночью, в неосвещенных местах, водителям трудно идентифицировать человека на уницикле и принять правильное решение по скоростному режиму обгона или других маневров. Кстати, оснастить свою модель опознавательной подсветкой несложно - можно купить цветные led ленты и наклеить их по контуру колеса.

Накладки на корпус

Чтобы избежать повреждений ног с обеих сторон, в верхней части колеса приделаны резиновые или силиконовые смягчающие трение вставки. Они обеспечивают комфортную езду – если во время поворота нога соприкасается с корпусом, мягкие накладки не дают травмировать или ушибить косточки на ногах.

Кроме защитной функции, накладки выполняют роль – они делают модель более яркой и привлекательной. Накладки присутствуют не в каждой модели, поэтому перед покупкой лучше присмотреться к моноколесу и убедиться в их наличии.

Ручка и панель управления моноколесом

От конструкции ручки зависит удобство переноски тяжелого моноколеса. В модели Ninebot by Segway One E+ ручка выглядит как стильное и эргономичное продолжение корпуса – удлиненная рукоятка, повторяющая очертания колеса. Даже вес модели (14,2 кг), не кажется слишком тяжелым для подъема и переноса с такой конструкцией ручки.

Каждый разработчик моноколес придумывает собственный дизайн ручки. Некоторые из них достаточно удобны, с другими нести уницикл дискомфортно и тяжело. При ознакомлении с понравившейся моделью всегда следует подержать аппарат на весу и немного походить с ним, оценивая удобство транспортировки.

Обычно под ручкой располагается панель управления унициклом. Стандартно она включает в себя такие элементы:

  • Кнопку включения уницикла;
  • Экран с данными заряда аккумулятора;
  • Вставка для подключения зарядного устройства;
  • Включение подсветки.

Интересно : для некоторых моделей можно приобрести дополнительные аксессуары (например, телескопическую ручку, как на фото выше или ).

Аккумуляторная батарея

Элемент, от которого зависит дальность и скорость поездки на моноцикле – аккумуляторная батарея. Чем больше емкость аккумулятора, тем больший путь можно проделать без дозарядки батареи. Например, Ninebot by Segway One E+ оснастили сдвоенной батареей с общей емкостью 320 Вч. Ее хватает на 30 км пути, а заряжается она всего за три часа.

Для тех, кто постоянно использует уницикл для поездок на работу или ежедневных прогулок, нужно просто ставить свой аппарат на ночь на зарядку, как смартфон. Так как аккумуляторный блок подсоединен к индикатору заряда на панели управления, всегда есть возможность посмотреть степень зарядки.

Хотя большая емкость аккумулятора предполагает больший вес, здесь на батарее экономить не стоит. Купив колесо с малоемкостным аккумулятором, придется все время рассчитывать свои недолгие поездки и рисковать остаться с разряженным девайсом на полдороге к дому или работе. Если такая неприятность в пути произошла, то всегда можно воспользоваться внешним аккумулятором, купленным дополнительно. Он подсоединяется к разъему для зарядки и передает свой заряд батарее.

Применяемые в моноколесе батареи отличаются хорошей переносимостью низких температур. Хранят унициклы с аккумуляторами, заряженными на 60% и при температуре 20-25 градусов. Резкие температурные изменения вредны для аккумуляторов, как и повышенная влажность.

Электромотор

Наиболее мощными считаются унициклы с электромотором в 1000 и больше Вт. Средний показатель для нормального хода считается 500 Вт, именно такой двигатель установлен в Ninebot by Segway One E+.

Устройство двигателя моноколеса стандартное: по периметру внутри колеса и на внешней стороне располагаются электромагниты. Под действием электромагнитной индукции приводится в действие ротор двигателя и запускает моноколесо. Так как двигатель встроен непосредственно в колесо моноцикла, корпус аппарата выглядит аккуратно и обладает хорошей аэродинамикой.

Приложение

Контролировать свой аппарат можно с помощью приложений, разработанных для iOS и Android. Здесь доступны такие функции:

  1. Скоростной режим поездки;
  2. Расстояние (как общее, так и с момента последнего подключения);
  3. Информационные данные по модели моноколеса;
  4. Степень заряда и емкость аккумулятора;
  5. Диагностика аппарата;
  6. Предупреждения о повреждениях;
  7. Противоугонный контроль;
  8. Общение и обмен информацией в социальных сетях.

Работать с приложением несложно. Скачанная на телефон, программа при открывании быстро синхронизируется с унициклом и выдает регистрационные данные, марку и модель выбранного моноколеса. Вся остальная работа ведется через смартфон – задаются режимы поездки, регулируется освещение, подается звуковой сигнал.

Как работает моноколесо (+гироскоп)

Уницикл оборудован множеством разнообразных датчиков, основными из них являются гироскопы. Именно они удерживают моноколесо в вертикальном состоянии и реагируют на положение тела водителя. Если ездок слишком сильно отклоняется назад или вперед, то система гироскопов возвращает наклон колеса в противоположную сторону.

При наклоне туловища вперед водитель придает больше усилий передней части педалей, и уницикл набирает скорость. Откинувшись назад и усилив давление на заднюю часть подножки, водитель замедляет ход моноколеса. Таким образом, гироскопы фиксируют изменение центра тяжести, запускают электромагнитное поле, совмещая полюса магнитов (одинаковые полюса – движение вперед, разные – назад). Поворачивают колесо наклонами корпуса в сторону. Чем резче и сильнее будет наклон, тем более резко будет осуществлен поворот.

При контролируемом гироскопами движении вперед-назад водителю остается держать равновесие при боковом заваливании. Такое же умение и навык требуется при езде на велосипеде.

Начинать обучение и почувствовать работу гироскопической системы следует не спеша, постепенно прощупывая приложение усилия на педали сначала одной ногой, запоминая движения и степень нажатия, потом двумя. Становясь на колесо обеими ногами, лучше иметь рядом поддержку или делать это возле стены, за которую можно придерживаться.

Уникальность этого средства передвижения заключается в конструктивных особенностях, призванных обеспечить безопасность водителя. При слишком опасном уровне наклона тела гироскопы мгновенно фиксируют ситуацию, давая команду электромотору колеса ускорить ход, подъезжая под человека и не давая ему упасть. В любом случае, во время обучения лучше приобретать навыки удержания равновесия на небольших скоростях и не пренебрегать защитными накладками и шлемом.

Будущее – за индивидуальным электротранспортом

Электровелоиспеды, унициклы и гироскутеры давно не считаются диковинкой и все чаще появляются на улицах и в парковых зонах. Это не удивительно – они не только безопасны для экологии, но и заменяют общественный транспорт, дарят мобильность и комфорт передвижения. Несколько дней обучения на моноколесе – и можно ехать по городу, слушая музыку и наслаждаясь свободой.

Главное – правильно подобрать устройство, изучить при покупке ключевые характеристики и параметры уницикла. Посмотреть показатели описанной модели можно в таблице ниже:

рейтинг: 5 голосов: 1

Я взял паузу не только из-за зимы. Зима на Урале нынче кончилась рано, так что уже в марте удалось сделать первые вылазки. Но не хотелось писать ради галочки - и хоть читатели торопили (спасибо, что не забываете!), я собирал материал и только на днях почувствовал, что, наконец, пора. Популяризация гиротранспорта подвигается значительно медленней, чем хотелось бы (по крайней мере в провинции), однако за прошедший год накопилась богатая статистика по одному из самых больных вопросов - а именно, по безопасности. И вот там-то обнаружился парадокс, о котором сегодня хочу рассказать.

Впрочем, прежде, по заведённой традиции, в двух словах о том, как обстоят дела лично у меня. Прошлый сезон для меня уложился в пару месяцев и остался в памяти чем-то вроде генеральной проверки: можно ли использовать моноколесо как средство передвижения, а не игрушку или спортивный снаряд? И весной я извлёк его из угла, уже глядя на него как на своего рода микромотоцикл. Да и как иначе назвать устройство, на котором я проезжаю теперь от четверти до трети своего месячного пути (и это не считая отдыха)?

Общественный транспорт я не использую совершенно: две трети преодолеваются на автомобиле, но треть километража стабильно приходится на «найнбот». Мой распорядок прежний: тренировки (до одной из них теперь аж десять километров), магазины, мелкие дела в городе - и особенно на последние я отправляюсь на «колесе» без сомнений, зная по опыту, что не было ещё ни одного маршрута, который бы я не прошёл таким образом медленней, чем на машине. Да и пробки/парковки отпадают сразу. На работу мне ездить не нужно, работаю дома, но убеждён, что если бы пришлось ежедневно посещать офис, доля моноколеса в общем пробеге не только не уменьшилась бы, а выросла!

Я езжу агрессивно. Чувствуя пределы возможностей своего гироцикла («найнботы» дают понять, что скорость близка к критической - осторожно её ограничивая), я теперь выбираю их почти целиком, разгоняюсь и торможу стремительно. Такой режим плохо сказывается на дальности пробега (расход энергии у гироциклов при резких манёврах растёт непропорционально быстро), но я уже покорён ощущением. Повторюсь, такого не получишь ни на велосипеде, ни на роликах: скорость набирается моментально, маневренность выше, так что обычно я «иду» по улице быстрее и интересней (виражи!) велосипедистов. Пик у меня порядка 22-25 км/ч, график скорости «рваный», и в общем понятно, почему безопасность поездок с некоторых пор волнует меня даже больше, чем ресурс батареи.

По-прежнему очень много общаясь с незнакомыми людьми (повторюсь, моноколесо оказалось уникальным способом завести знакомство), я могу смело обрисовать доминирующую точку зрения на безопасность моноколеса и вообще гироциклов. Общество раскладывает угрозы с их стороны на два вектора. Вектор первый и главный направлен на окружающих гироциклиста людей, то есть, по сути, на пешеходов. Опасения понятны: высокая скорость, явно немаленькая масса устройства, плюс сомнительный баланс («циркач!») - всего этого достаточно, чтобы по крайней мере подвинуться к краю тротуара, повстречав человека на моноколесе, чего давно уже не каждый сделает при встрече с велосипедистом или роллером. И только второй и меньший вектор направлен на самих гироциклистов. Эту опасность традиционно считали незначительной. В конце концов ты едешь сам, сам контролируешь ситуацию, да и «колесо» если с него упадёшь, влетит не в тебя.

Вот почему, заговаривая о безопасности, чаще слышишь вопрос «не страдают ли окружающие и что сделано для их защиты», чем не страдаешь ли ты. Что далеко ходить, я и сам в прошлом году держался той же точки зрения. Но и личный опыт, и статистика коллег-гироциклистов нарисовали картину прямо противоположную. Парадокс: насколько безопасным оказалось моноколесо для пешеходов, настолько же опасным оно оказалось для тех, кто на нём ездит! На форумах нет практически ни одного сообщения о травмах, причинённых гироциклом окружающим, но масса историй о травмах у гироциклистов.


Почему так? Что касается безопасности для окружающих, причина, вероятно, в том, что гироцикл имеет огромные преимущества перед велосипедом, роликами, скейтбордом, да даже перед самокатом, в плане управляемости. Гироцикл нечувствителен к наклону поверхности, по которой едет, он никогда не катится по инерции - и даже с крутой горки вы вовсе не летите, а именно едете. И когда на вашем пути внезапно вырастает препятствие - выскочил человек, собака, обнаружилась помеха на дороге - можно резко остановиться (присев и отклонившись назад), повернуть (спустив одну ногу на землю) или в крайнем случае соскочить (соскочите-ка с роликов!).

При этом ваши габариты, то есть объём занимаемого пространства, сравнимы с габаритами пешехода, что даёт большую свободу для манёвра. И наконец, если колесо и улетает без водителя (очень редко!), то уже с погашенной энергией, да ведь и пластмассовое оно в основном. Вот почему - никаких травм у посторонних. В худшем случае приходится притормозить прущего на тебя пешехода руками: до поездок на «колесе» я и не предполагал, что персонаж со смартфоном, вообще не смотрящий на дорогу, существует в действительности!

И прямо обратная ситуация с угрозой для самих гироциклистов. Ушибы, растяжения, кровавые ссадины - вообще обычное дело. Но - как говорится, слабонервных прошу не читать - случаются и травмы посерьёзней. Вывих челюсти, сотрясение мозга, оскольчатый перелом скулы, переломы рёбер, перелом ключицы, трещины в костях рук, воспаление околосуставной сумки локтя… Я ничего из этого не придумал, всё взято из реальных инцидентов, случившихся на моноколёсах нынче весной и прошлой осенью в России и за рубежом (рекомендую, в частности, полистать вот эту тему). Впечатляет, правда? Но как такое может быть? Как транспортное средство, дающее беспрецедентный контроль над ситуацией, приводит к таким травмам?

Насколько представляется сейчас, причина двояка. Во-первых, виновато специфическое поведение моноколеса в критических режимах работы. Когда вы перегружаете двигатель, требуя от него слишком резкого манёвра, либо внезапно садится аккумулятор, либо глючит прошивка, либо сгорает электроника (соответственно: часто, реже, очень редко), колесо выключается. А принцип действия гироцикла состоит в том, чтобы удерживать ездока вертикально: водитель переносит свой центр тяжести вперёд или назад от вертикали и гироцикл буквально «подхватывает» его, смещаясь соответственно вперёд или назад. Так ездят все «Сигвеи» и их наследники, одноколёсные или двух-.

Так вот представьте, что произойдёт, если гироцикл вдруг отключится. Человек попросту рухнет на дорогу плашмя, провернувшись вокруг оси, на которой крепится колесо. На небольшой скорости большинство пользователей успеют почувствовать момент потери равновесия и инстинктивно выставят ногу вперёд, перейдут на бег. Но уже начиная с 15 км/ч это становится нетривиальной задачей, а ведь многие гоняют и быстрее! Примерно то же самое случается, если зацепиться педалью за препятствие: вас развернёт и сбросит, только уже боком.

И вот тут проявляется вторая причина: большинство гироциклистов пренебрегают средствами защиты. Даже обычная роллерная - наколенники, налокотники, кисть - не только спасёт от царапин и синяков, но и не даст, например, переломиться запястью, на которое обычно и приходится первый контакт с землёй. Если к этому набору добавить велосипедный шлем, то будут защищены ещё и челюсти, скулы, висок, затылок. И тем не менее в России почти никто ничего из этого не надевает. Вечный русский авось: случается со всеми, но только не со мной! Обычно точку зрения меняют после первого серьёзного падения, но были и случаи, когда после одного такого падения человек говорил: больше на моноколесо не встану!


Классический набор ошибок начинающего гироциклиста: прямые ноги, никакой защиты, приличная скорость. Теперь остаётся только нагрузить моноколесо больше положенного (слишком наклонившись вперёд) и падение обеспечено. В данном конкретном случае поездка закончилась переломом ключицы.

Так что пока нас мало, пока электроника и софт не вылизаны, позаботиться необходимо в первую очередь о самих гироциклистах. Общепринятого свода правил пока не существует, но я рискну предложить черновой вариант, опираясь на рассказы других и личный опыт.

Первое: никогда не вставать на гироцикл без защиты . Как профессиональный скалолаз не пойдёт без страховки даже на метровую горку (сломать позвоночник можно и с метра, по крайней мере меня так учили), гироциклист должен ясно осознавать какому риску себя подвергает. Стандартный роллерный комплект защиты легко укладывается даже в маленький дамский рюкзачок, зато точно спасёт и одежду, и кожу, и кости, если что-то пойдёт не так. А ведь город, как говорит один умный человек, это зона концентрированной случайности: здесь «пойти не так» может многое.

Второе: по возможности держаться разумных скоростей и ездить правильно . Не гоняйте быстрее 15 километров в час. Городские расстояния коротки, больше времени теряешь на светофорах в ожидании «зелёного», нежели ограничивая скорость передвижения по открытым пространствам. Не держите руки в карманах (чтобы руки, а не голова, стали первой точкой контакта с землёй в случае падения). Ноги должны быть слегка согнуты (самые тяжёлые травмы зафиксированы у новичков, гонявших на прямых ногах) и отрабатывать неровности: чем больше неровность, тем глубже стоит присесть - это помогает, потому что центр тяжести смещается ниже и конструкцию «человек плюс гироцикл» труднее уронить.

Третье: когда рядом люди, не выполнять рискованных манёвров . Не нужно прыжков, крутых поворотов, резких изменений скорости. Помните, что вас могут не видеть, либо не понимать, что вы передвигаетесь не на своих двоих: угловым зрением вас воспринимают как простого пешехода.

Наконец, четвертое: заняться спортом, лучше всего единоборствами (возраст не помеха: в айкидо, например, множество людей всех возрастов). Этот совет самый спорный, по нему ведётся самая ожесточённая дискуссия: не все согласны, что это помогает. Но лично я на стороне тех, кто «за». У спортсмена сильнее руки и тело, что позволит легче пережить падение. Но дело не только в силе. Тело учится падать правильно. Я, например, хоть и не блещу успехами в боевых искусствах, но когда доводилось падать с велосипеда (в смысле - падать тяжело: на полном ходу в канаву в лесу, и лоб в лоб с другим велосипедистом), удивлялся потом, как хорошо, как правильно отработало тело - по-учёному, поджав голову, переходя в кувырок.

На моноколесе от серьёзных падений лично меня пока бог миловал. Но каждый раз отправляясь в поездку, я спрашиваю себя, готов ли упасть? И поправляю защиту. Счастливого пути! И, надеюсь, до встречи!

Устройство моноколеса

До того как мы начнем рассматривать принцип работы моноколеса, разберемся как оно устроено . Рассмотрим по отдельности его основные составляющие элементы.

1) Внешняя часть

1.1) Корпус

Корпус моноколеса изготовлен из высокопрочного пластика, устойчивого к ударам и деформациям.

1.2) Раскладные педали

В нижней части корпуса расположены раскладные педали (подножки) для ног. Некоторые модели моноколес снабжены магнитной фиксацией подножек. При подъёме подножки моноколеса, она автоматически примагничиваются к корпусу.

1.3) Удобные накладки на корпус

Во время поездки на моноколесе, корпус устройства фиксируется ногами (голенная часть) пользователя.
Для создания комфортной поездки, на боковых плоскостях корпуса, установлены специальные накладки, изготовленные из силикона, резины или другого мягкого материала.

1.4) Ручка и панель управления моноколесом

В верхней части корпуса расположена удобная ручка для транспортировки моноколеса. Под ручкой, на верхней плоскости корпуса, расположен разъем для подключения зарядного устройства, кнопка для включения и выключения моноколеса, а также индикаторное табло заряда аккумулятора.

2) Внутренняя часть

Внутри корпуса заключено одно единственно колесо, состоящие из покрышки (давление в покрышке лучше поддерживать на уровне 2,4 до 3.1 атмосферы), обода, оси и спиц. Верхняя часть колеса расположена внутри корпуса.

Также внутри корпуса расположены: аккумуляторные батареи, электромотор, гироскоп, и материнская плата (компьютер) управляющая гироскопами.

2.1) Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея моноколеса представляет собой туго изолированный блок аккумуляторов подключенных к компьютеру. При помощи компьютера происходит управление процессом разряда и заряда аккумулятора.


Чаще всего используются литий-ионные аккумуляторы фирм: Samsung, Panasonic, Sony.

Дальность хода моноколеса варьируется в зависимости от модели. От 15 км до 65 км на одном заряде. Моноколесо способно развивать скорость до 25 км/ч. Заряжается моноколесо очень быстро, для накопления полного заряда требуется всего 50 - 100 мин.
К примеру, Вы проехали на моноколесе 50 км, что уже не мало (диаметр Москвы ~40 км), решили отдохнуть и заодно подзарядили моноколесо. Подкрепились и снова в путь! Ресурс аккумуляторной батареи моноколеса также очень высок: 1500 - 2000 перезарядов.

Немало важным достоинством моноколес является устойчивость аккумуляторной батареи к низким температурам. Моноколесо почти не теряет заряд при поездке на холоде.

Многие модели моноколес оснащены рекуперативной тормозной системой, это позволяет значительно экономить заряд батареи. При торможении, спуске со склона или замедлении моноколеса будет происходить подзарядка аккумулятора.

2.2) Электромотор и гироскоп

В движение моноколесо приводится за счет электромотора с магнитным подшипником. Во внутреннем периметре колеса расположен массив катушек (электромагниты). На внешнем периметре закреплены магниты. При помощи электромагнитной индукции ротор приходит в движение.

Внутри моноколесо установлены датчики балансировки, поддерживающие нужно положение моноколеса в пространстве. Схожая технология используется в Сигвеях, но в отличие от двух колесных Сегвеев здесь колесо всего одно. Поэтому моноколеса снабжены дополнительными датчиками, контролирующими боковые перемещения и позволяющими моноколесу не падать на бок.

Принцип работы моноколеса

Управлять моноколесом очень просто. Большая часть работы Вашего тела выполняется на уровне интуиции. При наклоне корпуса тела вперед моноколесо ускоряется, при наклоне назад замедляется. Это происходит благодаря действию гироскопических датчиков, которые улавливают перемещение центра тяжести Вашего тела и, подавая сигнал на двигатель, удерживают колесо в вертикальном положении.

Сначала гироскопические датчики определяют положение моноколеса в пространстве. Затем компьютер считывает сигналы с датчиков и подает команду направить ток с аккумулятора на катушку (электромагниты) ротора. Вследствие чего возникает электромагнитное поле, воздействующее на магниты, закрепленные на внешнем контуре колеса.


У каждого магнита есть свои полюса: северный и южный. При взаимодействии одинаковых полюсов (юг-юг, север-север) магниты отталкиваются, если же взаимодействуют разные полюса (север-юг и юг-север), магниты притягиваются друг к другу.

Моноколесо начинает движение вперед, если магниты находятся в положении север-север, юг-юг. При наклоне корпуса пользователя назад, происходит смещение центра тяжести тела. Гироскопические датчики улавливают это изменение и подают сигнал на компьютер. Компьютер в свою очередь передает команду на изменение направления тока проходящего через электромагниты. Это влечет за собой смену полюсов на электромагнитах, создавая пары север-юг, юг-север. И моноколесо начинает ехать назад.

Вывод

Благодаря своему строению моноколесо обладает рядом преимуществ по сравнению с обычным транспортом. Компактность это главное его достоинство. Моноколесо можно взять с собой в метро или автобус, поместить в рюкзак или багажник машины, принести в торговый центр или офис.

К тому же моноколесо экологичный, быстрый и тихий персональный транспорт. А в отличие от Сегвея, путешествуя на моноколесе, Ваши руки всегда остаются свободными. Удобно говорить по телефону, выгуливать собаку или укрываться зонтом от дождя!

Моноколесо это транспорт будущего!

Ведете активный образ жизни и Вам не по душе проводить несколько часов в автомобильных пробках или ездить в душном общественном транспорте? Тогда, моноколесо- это лучшее решение для Вас! Это новый вид личного транспорта, быстро набирающий популярность во всем мире благодаря простоте управления и легкости в переноске. Ниже подробно рассмотрим как устроено моноколесо и принцип его работы.

1. Внешний вид моноколеса.

Как правило, корпус моноколеса состоит из двух частей, сделанных из прочного пластика. На некоторых моделях по бокам бывают наклеены резиновые или пластмассовые накладки, обеспечивающие дополнительную защиту от повреждений. На верхней части расположена ручка, которая нужна для переноски скутера. Чуть ниже прокладок крепятся педали, изготовленные из высокопрочного металла. Для того, чтобы подошва не скользила, верхняя часть подножек делается прорезиненной. Сверху или сзади размещается отверстие для зарядного устройства. Во избежание попадания во внутрь грязи и пыли отверстие закрывается специальной защитной заглушкой. Очень часто производитель оснащает моноколесо подсветкой, которая может освещать дорогу при езде или выступать в качестве декоративного украшения.

2. Внутреннее устройство моноколеса.

Внутри корпуса находится само колесо. Диаметр может колебаться от 10 до 16 дюймов (в зависимости от модели). Внутри моноколеса встроены маленький двигатель и микрокомпьютер, управляющий гироскопами. Компьютер- это мозги и то без чего управление моноколесом было бы невозможно. Естественно, для питания двигателя в моноколеса устанавливают аккумулятор или батарею. Время функционирования устройства напрямую зависит от объема аккумулятора поэтому чем больше его мощность, тем дольше моноколесо будет работать.

3. Как управлять моноколесом.

В управлении моноколесом нет ничего сложного. Ускорение и торможение при езде регулируется наклонами Вашего тела вперед или назад. В действие вступает гироскоп, контролирующий колебания центра тяжести тела человека и посылает сигнал на микрокомпьютер, который, в свою очередь, контролирует равновесие моноколеса.

4. Вывод.

Моноколесо- это современное и высокотехнологичное транспортное средство, благодаря которому Ваше передвижение по городу станет проще и комфортнее!

Вы знали, что бензиновые или дизельные генераторы -это такие компактные автономные силовые установки для производства электрической энергии, без которых в наше время трудно обойтись. Например, чтобы узнать как они работают или приобрести генераторы можно на сайте http://www.intersvar.ru/catalog/generatory-benzinovye-dizelnye/ . Заходите, узнавайте и выбирайте.