Урок энергосбережения в начальных классах. Час общения "энергосбережение - дело каждого" Примеры проведения открытых уроков по энергосбережению

15 декабря 2015 года в МАОУ Заревской СОШ с УИОП в 1-11-х классах прошли тематические уроки по вопросам энергоэффективного освещения и бережного отношения к энергетическим ресурсам. Целью уроков было:

  • привлечение внимания школьников к важности света и световых технологий для качества жизни людей и устойчивого развития человечества в целом,
  • ознакомление с возможностями и преимуществами энергосберегающих технологий, влиянием деятельности человека на экологию,
  • формирование у школьников энергосберегающей модели поведения, ориентированной на бережное и ответственное отношение к энергии и природным ресурсам.

Урок в 1а классе

Урок в 5а классе


Советы для родителей по энергосбережению

1. Не забывайте выключать свет.

2. Используйте энергосберегающие лампочки и оборудование.

3. Хорошо утеплите окна и двери.

4. Установите терморегуляторы для батарей.

5. Используйте кастрюли с диаметром днища равным диаметру конфорок электроплит. Это позволит сэкономить электроэнергию при приготовлении пищи. Если дно кастрюли меньше размера конфорки, то при готовке теряется большое количество электричества, идущего на нагрев.

6. Если конфорка электроплиты деформировалась ("вспучилась"), необходимо ее заменить. Поскольку при неполном контакте конфорки с посудой также происходит потеря тепла. Кастрюли с неровным дном потребляют до 50% больше энергии.

7. При приготовлении пищи на электроплите используйте остаточное тепло конфорок: выключайте их немного раньше, чем блюдо будет готово.

8. Когда Вы пользуетесь электродуховкой, старайтесь, чтобы весь ее объем был, по возможности, заполнен. То есть, лучше готовить блюдо, рассчитанное на много порций или сразу несколько разных блюд.

9. Использование скороварок позволяет сэкономить не только время на приготовление пищи, но и электроэнергию.

10. Не используйте конфорки электроплит для обогрева помещений - это малоэффективно и опасно.

11. Для нагрева небольшого количества воды пользуйтесь электрочайником. При этом кипятите в нем воды столько, сколько ее нужно в данный момент.

12. Накипь внутри электрочайника существенно увеличивает количество энергии, необходимой для того, чтобы вскипятить воду.

13. Для освещения используйте люминесцентные лампы - они потребляют в 4-5 раз электричества меньше, чем лампы накаливания. Или пользуйтесь лампами накаливания с индивидуальными светорегуляторами (диммерами).

14. Максимально используйте естественное освещение. Это - один из способов уменьшить расход электроэнергии на искусственное освещение.

16. Всегда оставляйте и поддерживайте зазор в 5-10 см между задней стенкой холодильника и стеной помещения.

17. Не допускайте, чтобы корпус холодильника нагревался прямыми солнечными лучами.

18. Не ставьте горячую пищу в холодильник.

19. Используйте электроутюг с терморегулятором и выключателем на ручке.

20. При покупке электроприборов обращайте внимание на их класс энергоэффективности. Помните, что наиболее экономичными являются электроприборы класса "А".

21. Утеплите окна и двери. Это позволит Вам отказаться от электрообогревателей, которые потребляют значительное количество электроэнергии.

22. Выключайте свет, когда Вы уходите из дома и не оставляйте горящими осветительные приборы в помещениях, в которых никого нет.

23. Не загораживайте отопительные приборы, не мешайте теплому воздуху согревать комнату.

24. Закрывайте шторы на ночь - это позволит предотвратить утечку тепла.

25. Проветривайте помещение недолго, но интенсивно. Постоянно приоткрытые форточки и окна обогревают улицу и расходуют Ваши деньги. Используйте "ударное" проветривание, широко раскрывая окна на непродолжительное время. Воздух успеет смениться, но не успеет охладить поверхности в помещении.

26. Замените все треснутые или разбитые стекла в окнах Вашей квартиры/дома. Заделайте щели по периметру окна теплоизолирующим материалом - это может быть как специальный уплотнитель, так и обычная медицинская вата. Сверху щели можно заклеить широким канцелярским скотчем.

27. Утеплите входную дверь. Изолируйте щели между самой дверью и дверным проемом. Это позволит увеличить температуру в помещении на 2-3˚С.

28. Установите теплоотражающий экран за батарею. Экраном может служить как специальный материал - пенофол (вспененная основа с односторонним фольгированием), так и простая фольга. Это позволит повысить температуру в помещении, как минимум, на 1 ˚С.

29. Покрасьте батареи в темный цвет - гладкая, темная поверхность излучает на 5-10 % тепла больше.

30. При возможности сажайте деревья у дома. Деревья вокруг здания способствуют сохранению тепла внутри помещения.

Овчинников А.А. Урок по теме «Энергосбережение» в 11 классе Место работы: Учитель физики МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района г.Волгограда

Урок по теме «Энергосбережение» в 11 классе Цели урока: Образовательные: изучить возможности энергосбережения – возобновляемые источники энергии, энергосберегающие технологии, разработка устройств с повышенным КПД или пониженным энергопотреблением
Развивающие: способствовать развитию творческих способностей, умений работать с учебной информацией, анализировать, сравнивать.

Воспитательные: воспитание культуры энергопотребления, Формировать положительное отношение к проблеме экономии энергозатрат

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма проведения: урок – конференция.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Предварительная подготовка к уроку.

Предложить учащимся темы для сообщений и оказать помощь в подборе литературы. Подготовить совместно с учащимися слайды мультимедийной презентации.

Оборудование.

Мультимедийный проектор, экран.

Структура урока.

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний.

    Изучение новой темы.

    Закрепление.

    Подведение итогов.

Ход урока.

    Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности кабинета и учащихся к уроку. Формулировка и пояснение основной цели урока. Мотивация предстоящей учебной деятельности. Определение места данного урока среди других в данной теме.

    Актуализация опорных знаний.

Способы производства электроэнергии (тепловые, гидро-, атомные электростанции). Передача электроэнергии. Тепловые двигатели и их КПД. Электродвигатели и их КПД

    Изучение новой темы.

Заслушать выступления учащихся по плану:

    Традиционные источники энергии

    Солнечная энергия. Энергия ветра. Энергия морских приливов и волн. Геотермальные источники энергии. Биотопливо.

    Энергосберегающие технологии.

    Тенденции разработки энергосберегающих устройств. Галогенные, люминесцентные, энергосберегающие лампы.

    Энергосберегающие материалы в строительстве.

В конце своего выступления каждый учащийся должен подвести итог в виде примерно 3-х предложений, которые все учащиеся класса запишут в тетради. Итоговые предложения должны содержать информацию о достоинствах и недостатках данной технологии, а так же о возможности (или реальности) ее использования.

    Закрепление.

Предложить учащимся ответить на вопросы.

    Перечислите новые технологии, о которых вы узнали сегодня на уроке.

    Какие из рассмотренных выше технологий являются перспективными? Почему?

    Какие способы экономии электроэнергии вы используете: дома, в школе, на улице?

    Подведение итогов урока.

Материалы к уроку:

1. Структура мирового энергохозяйства на сегодня сложилась так, что 80 % потребляемой электроэнергии получается при сжигании топлива на электростанциях. Ощутимый процент дает и гидроэнергетика (около 15 %), остальное покрывается другими источниками, в основном атомными электростанциями. Потребности человека растут и сегодня традиционные источники энергии уже не способны обеспечивать требуемый уровень энерговооруженности общества, потому что это невозобновляемые источники.

2.Солнце – источник всех остальных видов энергии на планете. Так как абсолютно чистой атмосферы нет, до поверхности Земли доходит лишь 50% энергии. И даже это количество грандиозно и превышает все другие виды энергии.
Солнечная энергетика не загрязняет атмосферу; солнечные киловатты бесплатны.
Проблема связана с циклическим характером поступления; под солнечные батареи нужна большая площадь Земли; КПД солнечных установок пока очень низок (около 10%), требуются большие средства на ее улавливание и хранение.

Использование силы ветра уходит в далекие времена. Силу ветра можно реально считать базой развития будущей энергетики: используется даровая энергия; экологически чисты, не влияют на тепловой баланс атмосферы.
Низкая интенсивность, работа ветровых установок неблагоприятно влияют на работу телевизионной сети; источник шума; портят ландшафт; если наступает затишье, ветровая энергия становится равной нулю.

Основная ответственность за сохранение тепла ложится на наружные поверхности – стены, фундамент, крышу, так как именно они имеют наибольшую площадь соприкосновения с внешней средой. Теплоизоляция, правильно организованная с помощью энергосберегающих покрытий не только создаст комфортный микроклимат в доме, но и позволит сэкономить средства на отоплении.

- Энергосберегающая штукатурка высокоэффективное покрытие нового поколения, которое разработано специально для строительства экологически чистого и энергосберегающего жилья. В общей сложности энергосберегающая штукатурка представляет собой стандартный цементный раствор, в который добавлены современные наполнители - пемзовый порошок, пенополистирол, перлитовый песок.

- Пенополиуретан – прочный и легкий энергосберегающий материал, который имеет своеобразную структуру, обладает самым маленьким водопоглощением и самым низким коэффициентом теплопроводности по сравнению с другими энергосберегающими материалами.

- Пеностекло – особенный энергосберегающий материал, состоящий из сферических и гексагональных герметично замкнутых ячеек. На вид пеностекло очень напоминает пемзу или стеклянную пену с множеством ячеек.

- Энергосберегающая краска – легкий, гибкий, растяжимый, хорошо адаптируемый к поверхностям материал. Энергосберегающая краска состоит из полых микроскопических силиконовых и керамических шариков, находящихся во взвешенном состоянии в жидкости, которая состоит из неорганических пигментов и синтетического каучука. Уникальность энергосберегающей краски заключается в ее теплоизоляционных свойствах, которые являются результатом интенсивного воздействия молекул воздуха, находящихся в шариках.

- Энергосбережение . В процессе эксплуатации электрических сетей и электрооборудования жилых зданий имеются определённые возможности снижения расхода электроэнергии. Электрическое освещение квартир осуществляется с помощью светильников общего и местного освещения, как правило, с лампами накаливания. В настоящее время всё шире внедряется люминесцентное освещение, позволяющее без дополнительного расхода энергии создать более высокие уровни освещённости. Кроме того, люминесцентные лампы имеют значительно больший срок службы и менее чувствительны к колебаниям напряжения. Расход электроэнергии на освещение, благодаря переходу на эти лампы, снизился вдвое.

(На сцене появляются 5 учеников, их слова сопровождают слайды презентации)

Нет электричества.

Свет не горит.

Спички и свечи сейчас дефицит

(в руках держит свечу)

Зимою морозною ночью и днем

Без отопления худо живем.

Чтоб помещение обогревать,

Придется костер на полу разжигать.

(потирает руки, дует на них, показывает, что холодно)

В кране давно уж исчезла вода,

И мы опасаемся, что навсегда.

(показывает пустое ведро, переворачивает его)

Не строятся школы, сады и больницы.

Государственный бюджет

Весь давно сошел на нет.

Народу нужны продукты, вода и лекарства,

Но их не может предложить государство.

Остановились фабрики и заводы,

Нас ожидают сплошные невзгоды.

Внимание! Внимание! Отсутствие энергосбережения!

Городу грозит самоуничтожение.

Прогноз на сегодня пессимистический:

Реальность - кризис энергетический!

Вместе:

Остановим самоуничтожение!

Мы - за энергосбережение!

Учитель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с радостью спешим вам сообщить, что сегодня наша школа запускает проект в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения ВместеЯрче, в котором мы должны принять не только участие, но и подписать декларацию «о намерениях экономить энергию в быту и на рабочем месте, то есть в школе». А сейчас мои помощники раздадут значки, эти значки вы берегите до конца урока, а в конце урока вы примите решение, надо ли нам принимать участие в данном проекте. Мы с вами сейчас поговорим об энергосбережение.

Учитель: Трудно представить себе нашу жизнь без света, тепла, электричества и других благ цивилизации. Но если мы не изменим бездумное, безжалостное и безответственное отношение к энергоресурсам, надолго ли нам хватит этих благ? По подсчетам ученых, на 800 лет. А что будет дальше? Мы с вами живем в благоустроенных квартирах, домах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…

Учитель: Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. А, следовательно, энергию надо беречь.

Энергосбережение – это использование энергии, находящейся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно. Энергосбережение очень важно для улучшения окружающей среды – и в том месте, где мы живем, и на всей планете. Никто не может сделать все, но каждый может сделать что-то, и если каждый что-то делает, мы многого можем достичь вместе!

Учитель: Самая сложная проблема в экономии энергоресурсов - начать с себя. Как показывает практика энергопотребления, экономия при помощи разумного самоограничения и утепления жилища может составлять очень приличные суммы: до половины средств на оплату коммунальных услуг. По оценкам специалистов, 40 % потерь тепла происходит через окна. Их дополнительная тепловая изоляция или замена на современные стеклопакеты может повысить температуру в помещении на 4-5°С, что позволит сократить затраты на дополнительное отопление. Чтобы привести окна в порядок, не обязательно устанавливать дорогостоящие стеклопакеты. В большинстве случаев достаточно утеплить их современными изоляционными материалами.

Учитель: Наиболее энергоэффективной является светодиодная лампа. Преимущества перед другими типами ламп: длительный срок службы, экономичное использование электроэнергии, безопасность использования, незначительное тепловыделение.

С точки зрения энергоэффективности, затратности и практического применения считаются наиболее функционально-перспективным направлением. Но пока эти лампы не получили такого широкого распространения, как всем известные люминисцентные лампы (менее энергоэффективны, чем светодиодные, но выгоднее ламп накаливания). Однако при повреждении колба люминисцентной лампы высвобождает пары ртути, что может вызвать отравление. В России система утилизации таких ламп пока не отлажена.

Учитель : Предлагаю спеть школьный гимн энергосбережению и произнести нашу речевку.

ГИМН ЕНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

(на мотив песни «Вместе весело шагать по просторам»)

Вместе весело шагать
Хорошо нам (3 раза)
И, конечно, сберегать
Лучше хором (3 раза)

Петь нам песню громко, громко,
Очень здорово.
Ра - аз щелкнул и два щелкнул –
Экономия!
Раз закрыл и два закрыл –
Капли собраны,
Утеплил, включил, сберег –
Очень здорово!

Вместе весело шагать
Хорошо нам (3 раза)
И, конечно, сберегать
Лучше хором (3 раза)

Учитель: Сегодня мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок.

Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.

Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

Учитель: Каждому из нас предстоит пройти новый интересный путь! И только совместными усилиями мы достигнем долгожданных результатов. Проект «ВместеЯрче» запущен!


Методическая разработка тематического урока по энергосбережению во 2 классе
Тема: Солнце – главный источник энергии, источник тепла и света.

Разработка рассчитана на 1 занятие, но в зависимости от уровня подготовки класса материал может быть использован на 2 часа.
На занятии применяются активные методы обучения, которые направлены на мыслительную и познавательную деятельность ученика. Словесные методы (рассказ, беседа, чтение); наглядные (демонстрация учебных пособий, компьютерная презентация), методы проблемно-поисковые и репродуктивные.
Используется групповая форма работы, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.
Цель: формировать представления о солнце как источнике жизненно-важной энергии; активизировать поисковую деятельность; обогащать эмоциональный мир детей новыми впечатлениями; совершенствовать умения выполнять работу сообща, обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения.
Умения: понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения, формулировать простейшие выводы на основе изученного материала, умения анализировать, делать выводы.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать причины и пути их преодоления.
Познавательные УУД: понимание информации, представленной в изобразительной, модельной схеме, осуществление для решения учебных задач операций сравнения, установления причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД: умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета, осуществлять совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умение строить небольшие монологические высказывания.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, осознавать трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков, интерес и уважение к природе.
Предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на модели и иллюстрации, обогащение природоведческого кругозора, усвоение природоведческих понятий на практическом уровне.
Создание положительной мотивации на занятие (Игра «Веселый стульчик»)
Я предлагаю начать наше занятие с игры «Веселый стульчик». Вы сидите на стульчиках. Уберем один стульчик. Как только заиграет музыка, вы встаете со своего стула и ходите, бегаете по кабинету. Как только музыка останавливается, вы должны занять чужой стул. Кто не успеет – выходит из игры. (Потом можно убрать 2 стула, 3 стула и т.д.) (Ученики под музыку выполняют задание).
За счет чего вы так активно двигались? (За счет энергии)
Актуализация знаний
На прошлом занятии мы говорили с вами о видах энергии. Какую энергию использует человек в своей жизни? (Человек использует энергию света, энергию тепла, энергию движения, энергию пищи, электрическую энергию…)
За счет какой энергии вы двигались? (За счет энергии движения)


Молодцы. Мы еще с вами маленькие, чтобы запомнить сложные названия. И, конечно, назвали не все виды.
Откуда у вас появилась энергия для игры? (Мы хорошо питаемся, отдыхаем (во сне восстанавливается энергия),… получаем от воды (утоляем жажду, и вообще, человек не может прожить без воды), от ветра (освежает)…)
Формулирование темы занятия
Для того чтобы определить тему нашего занятия, отгадайте загадку.
Кто-то утром не спеша
Надувает красный шар.
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг. (Это солнце)
Что такое солнце? (Солнце – это звезда)
Мы говорим сейчас об энергии. Почему я заговорила о солнце? (Солнце - главный источник энергии)
Что дает нам солнце? (Солнце дает нам свет и тепло.)
Давайте подумаем, о какой энергии мы сегодня с вами будем подробно говорить? (О солнечной.)
Сформулируйте тему урока. (Солнце – главный источник энергии.)
Да, тема нашего занятия: Солнце – главный источник энергии, источник тепла и света.
Выяснение значения солнечной энергии в жизни человека
Как вы понимаете, что значит солнечная энергия?
Действительно, солнце наш главный источник энергии.
Какая это энергия? (Самая чистая.)
Какую энергию ваша семья каждый месяц оплачивает? (Электроэнергию)
А за солнечную энергию вы платите? (Нет, ее можно использовать бесплатно)
Эта энергия самая чистая, да вдобавок еще и бесплатная…
Приведите 1 пример, как человек использует солнечную энергию. (Летом на даче строят летний душ. Бочку красят в черный цвет для того, чтобы вода быстрее нагревалась. Это экономит электроэнергию. За день вода нагревается и становится теплой, а в жаркий день даже горячей.)
Задание:
За 3 минуты каждая команда должна написать (нарисовать), как использует человек солнечную энергию. Цель: задания: сформировать у участников игры установку на сбережение энергии и вариантов использования солнечной энергии. 2 команды. Каждая команда работает в группе и выполняет кластер.
У обучающихся получились следующие ответы. После проверки общие одинаковые ответы следующие: 1.Купание в водоемах: вода прогревается, человек получает удовольствие и пользу для здоровья, купаясь.
2. Загораем на солнышке.
Разные:
1-я команда:
1.На даче в весенний период, когда на улице еще прохладно, а в доме протоплено, стараемся плотно закрывать входную дверь, не выпускать тепло на улицу.
2.Летом отключено отопление, солнышко отапливает само.
2-я команда:
1.Окна должны быть всегда чистыми для того, чтобы как можно больше солнечного света и тепла проходило через них.
2.Многие люди устанавливают в квартире пластиковые окна в первую очередь для того, чтобы было теплее.
Посмотрите на иллюстрации и скажите, в каком сюжете природа больше загрязняется?
(Сюжет, где растоплен камин.)




Для того, чтобы не происходило загрязнения окружающей среды, человек еще больше стал задумываться о том, как использовать самую чистую энергию в мире – солнечную.
Что еще придумали люди?
Как человек научился использовать солнечную энергию? (Просмотр фильма «Фиксики. Солнечная батарея»)
Итак, где человек может использовать солнечную энергию? (Оказывается, некоторые калькуляторы работают от солнца.)
Что еще вы можете привести в пример?
В некоторых странах дома отапливаются с помощью солнечных батарей.


Какие «домики», если можно так сказать, строят у нас в Сибири на лето для определенных целей. (У нас в Сибири ставят теплицы на лето, чтобы получить хороший урожай овощей.)
Но мы назвали только небольшую часть того, как человек использует солнечную энергию. А она может использоваться в очень широких масштабах. Например, существуют даже солнечные электростанции. (можно посмотреть отрывок видеофильма «Солнечная электростанция»)
Человеку, животным, растениям для того, чтобы жить, развиваться, размножаться тоже нужна энергия. Откуда они ее берут? (Они берут её из пищи.)
Продукты, которые мы употребляем в пищу, косвенно являются даром солнца. Энергия пищи – не что иное, как энергия солнца.
Как это происходит? (Растения превращают энергию Солнца в полезную для человека и животных энергию.)
А животные? (Одни, например, заяц, улитка, гусь, питаются только растениями. В свою очередь, сами они являются кормом для других животных – хищников: волка, лисы, змеи и других.)
Человек употребляет как растительную, так и животную пищу.
Таким образом, солнечная энергия переходит от одного организма к другому. Посмотрите на ваши рисунки. Что мы в них показывали?



Пищевые цепи или цепи питания. (Рисунки пищевых цепей, выполненными учащимися.)
Оказывается, сами пока не зная этого, мы показывали, как одна энергия превращается в другую.
Каждый день по небосводу катится яркий шар солнца. Он дарит свет и тепло, а вместе с ними и жизнь.
Физминутка
Немного из истории
Люди всегда думали о солнце как о живом существе. Древний человек поклонялся солнцу как главному божеству. Почему? (От солнца зависело все: не будь солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека.)
Вспомните любую закличку, в которой упоминается солнце.
(Солнышко – ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
Едут господа-бояре
К тебе в гости во двор.
На пиры пировать,
Во столы столовать!)
Ребята, вам необходимо из частей составить несколько пословиц о солнце, обсудить их и подумать, может быть, вы с какой-то пословицей не согласны.
(Солнце своего света никому не жалеет.
Ласковое слово, что солнце в ненастье.
Что мне золото, светило бы солнышко.)
(Как месяц не свети, а все не солнышко.
Даже самая высокая гора и та не заслонит солнце.
Худо лето, когда солнца нету.) (Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»)
Зачитайте свои пословицы друг другу. Молодцы. Хорошо справились с заданием. (Ученики зачитывают пословицы друг соседней команде.)
С какой пословицей вы не согласны? (Согласны со всеми.)
Солнечная минутка отдыха
На нашем солнышке написаны «Самые солнечные…». Вопросы разные, но все они начинаются одинаково «Какой самый солнечный…»
Команды по очереди подходят к солнышку, выбирают лучик и читают вопрос.
1 команда: Какой месяц самый солнечный и почему?
(Ответ: Июль, так как солнце согревает землю в июле сильнее всего)
2 команда: Какое событие в жизни человека можно назвать самым солнечным? Почему?
(Ответ: День рождения, потому что в этот день все улыбаются и дарят имениннику подарки (или новый год))
1 команда: Какое дерево самое солнечное? (Ответ: Сосна, потому что на солнце ее ствол становится очень теплым).
2 команда: Какую птицу можно назвать самой солнечной? (Ответ: Грача, потому что первый встречает весну).
1 команда: Какое качество человека можно считать солнечным? Почему? (Ответ: Доброту, потому что она согревает сердца людей).
2 команда: Какой день недели самый солнечный и почему? (Ответ: Воскресенье, т.к. люди отдыхают в этот день, запасают энергии на всю следующую неделю).
Конечно, здесь ответы на вопросы и в прямом и переносном значении. Но все-таки, все на земле зависит от солнца.
Выяснение вредного воздействия солнечного света на организм человека
Как вы считаете, может ли солнечный свет оказывать губительное действие? (Ответы учащихся)
Все зависит от того, как им пользоваться. Приведите примеры, когда солнечный свет отрицательно влияет на организм человека?
Чем знаменит этот герой?


Давайте посмотри сценку этого сюжета, которую подготовили ваши одноклассники. После чего вы скажете, с какой целью мы этот сюжет вам показали? (Инсценирование обучающимися (заранее подготовленных) сюжета о львенке и черепахе под звучание их песенки «Я на солнышке лежу»)
С какой целью мы этот сюжет вам показали? (Мы сегодня говорим об энергии солнца, а черепаха и львенок именно на солнышке грелись.)
Какое у них было настроение? (Очень хорошее.)
Оказывается, как говорят, солнечный свет наполняет сердце счастьем. Это и в прямом, и переносном смысле. Солнышко очень полезно нашему сердечку. Солнечный свет снижает частоту пульса. Он повышает эффективность работы сердечной мышцы. Он способен нормализовать давление.
Как приятно понежиться на солнышке, лежа на горячем песочке возле реки. Но это удовольствие может перерасти в большую неприятность, если сделать это неграмотно. Какая неприятность может случиться, если долго быть на солнышке? (Ожоги, солнечный удар)


Какие признаки солнечного удара? Как вы поймете? (повышается температура тела; покраснение кожного покрова; пульс и дыхание учащаются; чувствуется слабость, возникает головная боль; шум в ушах; тошнота, рвота; если солнечное тепло долго воздействует, то температура тела может повыситься до 40 градусов по Цельсию, теряется создание, возникают судороги; часто возникают ожоги.)
Работа в группах
Как избежать солнечного удара? (Учащиеся работают в группах самостоятельно)
Какие правила вы составили?


(Одежда должна быть легкой. Желательно, светлых тонов. В жару на солнце обязательно нужно носить головной убор или платок. Ни в коем случае не следует спать на открытом солнце. Чаще охлаждайтесь питьем воды и прохладным душем.)
Для кого вы составляли эти правила? (Мы составляли правила для себя и своих знакомых.)
Теперь вы понимаете, почему родители не могут позволить вам долго находиться на улице?
Так родители проявляют заботу о вас.
Что вы будете делать, если все-таки обгорите на солнышке? (Намазать кожу каким-нибудь жирным кремом, сметаной… в аптеке продают специальные средства для такого случая.)
Мы заканчиваем с вами занятие.
Закончите фразу:
Когда солнышко радуется…
Солнышко улыбается, когда…
Солнышко грустит, когда…
Солнышко плачет, когда…
Солнышко прячется, когда…
Солнышко удивляется, когда…
Аукцион!
Здесь у нас аукцион –
Подведет итоги он.
Тот, кто лучше, больше знает -
Тот награду получает!!
Сегодня у нас на аукционе удивительный товар. Его вы можете приобрести за свои знания. Это книга по атомной энергии (соревнуются два ученика в знаниях по данной теме. Некоторые вопросы сама приготовила для учеников).
1-ый ученик:
1.Солнце даёт тепло и … .
2.… добывают в шахтах.
3. Главный источник энергии на Земле.
2-ой ученик:
1.Для выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях используют …
2. … поглощают солнечную энергию.
3. Ветростанции строят там, где дуют сильные …
Рефлексия
Поднимите руку те, для кого занятие было полезным?
Что узнали нового?
Что полезного из этого занятия для себя взяли?
Пригодятся ли вам знания по этой теме?
Хотите ли вы продолжить изучение данной темы?
Какие вопросы у вас еще возникли на занятии?
Вспомните экскурсию в центр атомной энергии. Какие знания по этой теме вы там приобрели?
Спасибо за урок, за хорошие ответы, за отличную работу. И пусть всегда ваш путь освещается солнцем, пусть будет больше ясных, теплых, солнечных дней в вашей жизни. Будьте веселыми и энергичными всегда!
Список литературы:
1. Эрих Юбелакер «Солнце», Серия «Что есть что»;
2. А. И. Гаврилин, С. А. Косяков, В.В. Литвак, Б.В. Лукутин, В.А. Силич, М.И. Яворский, Азбука энергосбережения, пособие для учителя, Томск «курсив плюс» 1999;
3. Журнал- сборник сценариев для школ и библиотек «Читаем, учимся, играем», № 2/2012 №7/2011