Срок требования зачета переплаты по налогам. Возврат переплаты по налогам: сроки по заявлению

"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9

Каков порядок проведения процедуры зачета? Какая роль отведена налогоплательщику? Каков порядок действий налогового органа? Каковы сроки проведения зачета? Что говорит законодательство и какие разъяснения дает Минфин по данному вопросу?

Процедура зачета: основные положения Правовое регулирование процедуры зачета налогов

Статьей 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иному налогу осуществляется по решению налогового органа на основании письменного заявления налогоплательщика (п. 4), а зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно (п. 5). При этом в последнем случае налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В любом случае при осуществлении зачета налоговые органы руководствуются Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам" <1> (далее - Приказ N ММ-3-1/683@), которым утверждены Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам.

<1> Действует в редакции Приказа ФНС России от 20.03.2009 N ММ-7-1/131@.

В своих последних разъяснениях (Письмо от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3) Минфин обращает внимание налогоплательщиков, что в настоящее время вступил в силу Приказ Минфина России от 04.09.2008 N 90н "О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н", обеспечивающий проведение межрегиональных зачетов сумм налогов, то есть зачетов, решения о которых принимаются налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов РФ.

Срок проведения процедуры зачета

Важным моментом также является срок проведения зачета. По общему правилу срок проведения зачета - не более 10 дней. Данный срок отсчитывается в зависимости от ситуации:

  • со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 4 ст. 78 НК РФ);
  • со дня обнаружения налоговым органом факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Срок, в течение которого налогоплательщик может обратиться с заявлением о проведении зачета излишне уплаченного налога, - три года со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Вправе ли налогоплательщик осуществить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов в случае, если им был пропущен срок для подачи заявления о зачете этих сумм, в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ? Именно такой вопрос рассматривали специалисты Минфина в Письме от 26.11.2008 N 03-02-07/1-478. Ссылаясь на Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, а также на нормы ст. 78 НК РФ, чиновники разъяснили, что в случае пропуска установленного ст. 78 Кодекса срока подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачете, возврате указанной суммы либо об уточнении платежа.

Условия для проведения зачета налоговым органом

Перед принятием решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение следующих обязательных условий, установленных законодательством РФ о налогах и сборах:

  • налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (за исключением государственной пошлины, возвращаемой по решению суда);
  • суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);
  • решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налоговым платежам соответствующего вида налогов и сборов;
  • обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юридического лица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юридического лица как налогоплательщика;
  • факт излишнего взыскания налога (сбора) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора), подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами гл. 21 и 22 НК РФ решением налогового органа, вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу.

Документальное оформление процедуры зачета

Оригиналы принятых налоговыми органами решений о зачетах и возвратах излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей хранятся в архивном деле соответствующих инспекций ФНС России в течение пяти лет.

Документы, оформляемые при проведении зачета
Наименование документа Форма документа Примечание
Извещение налоговым
органом
налогоплательщика о
факте излишней уплаты
(излишнего взыскания)
Приложение 6 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Может быть передано руководителю
(законному или уполномоченному
представителю) организации или
физическому лицу (его законному
или уполномоченному представителю)
лично под расписку или иным
способом, подтверждающим факт и
дату получения извещения. В случае
если указанные лица уклоняются от
получения извещения, оно
направляется по почте заказным
письмом
Извещение о принятом
решении о зачете
(возврате)
Приложение 7 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Решение налогового
органа о зачете в
пределах одного КБК
Приложение 3 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Рекомендуемая форма
Решение налогового
органа о зачете
излишне уплаченных
(взысканных), а также
подлежащих возмещению
сумм налогов, сборов,
пеней, штрафов,
осуществляемом
налоговым органом в
пределах одного
субъекта РФ
Приложение 4 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Рекомендуемая форма
Решение налогового
органа о зачете
излишне уплаченных
(взысканных), а также
подлежащих возмещению
сумм налогов, сборов,
пеней, штрафов,
осуществляемом
налоговыми органами,
находящимися на
территории различных
субъектов РФ
Приложение 8 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Данная форма также применяется при
осуществлении зачета излишне
уплаченных (взысканных), а также
подлежащих возмещению сумм
налогов, сборов, пеней, штрафов
разными налоговыми органами,
находящимися на территории одного
субъекта РФ <*>
<*> Решение о межрегиональном зачете принимается или самостоятельно налоговым органом по месту учета головной организации, или по заявлению головной организации.

Действия налогового органа при обнаружении переплаты. Проведение зачета налоговым органом самостоятельно

Факт переплаты устанавливается специалистом отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. Сотрудником отдела формируется список налогоплательщиков, имеющих переплату, в течение пяти дней после наступления срока уплаты налога (сбора).

Излишне уплаченная сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании баз данных деклараций, баз данных налоговых проверок, базы данных ввода расчетных документов и баз данных по зачетам и возвратам.

Извещение налогоплательщика подготавливается отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. К извещению прилагается справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1, утвержденной Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ (далее - справка по форме N 39-1).

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика проводится совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и Методических указаний по их заполнению".

Извещение и справка по форме N 39-1 подписываются руководителем налогового органа (его заместителем).

Подписанное извещение передается для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.

Извещение должно быть вручено в течение 10 дней со дня обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налоговых платежей.

Налоговым органом может быть принято самостоятельное решение о проведении зачета переплаты по налогу, сбору, пени, штрафу только в счет погашения недоимки, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком.

Под задолженностью, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком, понимается задолженность, установленная в справке по форме N 39-1 (или акте сверки), подписанной руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, при условии, что по данному виду налога в период со дня подписания указанной справки по день обнаружения факта излишней уплаты сумм денежные средства не поступали.

Проект решения о проведении зачета подготавливается отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.

  • подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом налоговым органом решении о зачете;

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о зачете передаются для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.

Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения о проведении зачета.

Проведение зачета налоговым органом излишне уплаченных налогоплательщиком сумм

Зачет (возврат) осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Специалисты отдела по работе с налогоплательщиками регистрируют реквизиты поступившего заявления, затем одну копию заявления передают для ввода в отдел ввода и обработки данных, а вторую - в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.

В случае наличия расхождений между заявленной налогоплательщиком к зачету (возврату) суммой и данными учета налоговых органов копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и предложением провести совместную сверку расчетов. Сверка расчетов с налогоплательщиком осуществляется отделом по работе с налогоплательщиками, по результатам сверки оформляется справка по форме N 39-1.

После урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей.

В случае отсутствия разногласий в данных учета налогового органа и налогоплательщика отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства готовит проект решения о зачете (возврате).

После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:

  • подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате);
  • копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате) и копия решения налогового органа о зачете (возврате) передаются для вручения налогоплательщику в отдел по работе с налогоплательщиками.

Извещение вручается налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения о проведении зачета или возврата.

Проведение зачета налоговым органом излишне взысканных сумм

Специалисты отдела по работе с налогоплательщиками регистрируют реквизиты поступившего заявления о зачете (возврате) излишне взысканных сумм, затем одну копию заявления передают для ввода в отдел ввода и обработки данных, вторую - в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, а третью в отдел камеральных проверок для подтверждения факта излишнего взыскания.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

В случае непризнания факта излишнего взыскания или наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с предложением провести совместную сверку расчетов. Сверка расчетов с налогоплательщиком осуществляется отделом по работе с налогоплательщиками, по результатам сверки оформляется справка по форме N 39-1.

После урегулирования разногласий налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) излишне взысканных налоговых платежей.

В случае отсутствия разногласий в данных учета налогового органа и налогоплательщика и подтверждения факта излишнего взыскания подготавливается проект решения о проведении зачета.

После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:

  • копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о зачете передаются для вручения налогоплательщику в отдел по работе с налогоплательщиками. Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения о проведении зачета.

Возмещение налога путем зачета

Данный порядок применяется при возмещении налога путем зачета и возврата в рамках реализации ст. ст. 176 и 203 НК РФ.

Решение о зачете сумм налога, подлежащих возмещению, принимается с учетом результатов проведения налоговой проверки, решения вышестоящего налогового органа, решения суда, вступившего в законную силу.

Возмещение налога путем зачета налоговым органом производится самостоятельно.

После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:

  • подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете;
  • копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о проведении зачета передаются для вручения налогоплательщику в отдел по работе с налогоплательщиками.

Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения о проведении зачета.

Сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

В случае наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с предложением провести сверку расчетов по спорным суммам. После урегулирования разногласий по суммам, подлежащим возмещению путем возврата, налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о возмещении налога путем возврата.

А.В.Шепелев

Эксперт журнала

"Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Подавляющее большинство компаний в процессе своей хозяйственной деятельности рассчитывают и уплачивают налоги.

При этом далеко не все налогоплательщики могут с точностью рассчитать налоги. Зачастую нюансы документооборота внутри компании и при работе с контрагентами приводят к тому, что данные налогового учета изменяются и приходится предоставлять уточненные налоговые декларации.

Как правило, такие уточнения приводят к изменению сумм начисленных налогов и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.

Кроме того, порой каждый может ошибиться, и бухгалтерия не является исключением из этого правила. Ошибки могут быть допущены как во время расчета налога, так и в момент его перечисления, что так же может повлечь за собой изменение сумм налогов, причитающихся к уплате.

Ошибиться может не только бухгалтер, но и налоговый инспектор. Результатом такой ошибки может стать излишнее взыскание налогов и налоговых санкций с налогоплательщика.

С недоимками по налогам все довольно таки прозрачно - нужно доплатить налог и пени за просрочку.

Сложнее обстоит дело с переплатой и излишним взысканием налоговых платежей и санкций.

Порядок проведения зачета или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм:

  • налогов,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,
регламентирован положениями 12 главы Налогового кодекса.

В данной статье будут рассмотрены последствия, возникающие при излишнем перечислении налогов и налоговых санкций в бюджет, а именно положения действующего законодательства, регламентирующие порядок зачета и возврата излишне уплаченных в бюджет сумм. Так же мы проанализируем арбитражную практику и комментарии Минфина РФ, касающиеся спорных ситуаций, связанных с возвратом и зачетом излишне взысканных и переплаченных налогов.

Условия зачета или возврата сумм, излишне уплаченных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса.

  • Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит:
  • зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,
  • зачету в счет погашения недоимки по иным налогам,
  • зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,
  • либо возврату налогоплательщику.
Зачет сумм излишне уплаченных:
  • федеральных налогов и сборов,
  • региональных и местных налогов,
производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока*.

*Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.

В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов:

  • по налогам,
  • сборам,
  • пеням,
  • штрафам.
Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны - налоговым органом, с другой - налогоплательщиком.

Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.

  • о зачете,
  • возврате,
суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ):
  • со дня получения заявления,
  • или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).
В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения:
  • недоимки по иным налогам,
  • задолженности по пеням, штрафам,
подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.

В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:

  • со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,
  • или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),
либо - со дня вступления в силу решения суда.

При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом:

производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Обратите внимание: Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ).

При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу N А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется:

  • с момента подачи декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления),
  • с последнего дня, в который она должна была быть представлена (28 марта следующего года).
«Уплата:
  • ежемесячных авансовых платежей,
  • авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов,
производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»

В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана в течении пяти дней со дня принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику в письменном виде.

Указанное сообщение передается:

  • руководителю организации,
  • физическому лицу,
  • их представителям,
лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Налоговая должна вернуть переплату по налогам в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты.

При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).

Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных:

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней и штрафов,
и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Условия зачета или возврата сумм излишне взысканных в бюджет

Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него:

  • недоимки по иным налогам соответствующего вида,
  • задолженности по соответствующим пеням, штрафам,
подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст.78 НК РФ.

В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган:

  • в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано:
  • в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п.5 ст.79 НК РФ*, процентов на эту сумму.

* Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы.

Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431:

«При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа.

Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»

Вышеуказанные правила, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных:

  • авансовых платежей,
  • сборов,
  • пеней,
  • штрафов,
и распространяются:
  • на налоговых агентов,
  • плательщиков сборов,
  • ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Излишняя уплата или излишнее взыскание налогов

Положения Налогового кодекса не содержат определений излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей.

Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами:

  • в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
В этом случае проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

При возврате излишне уплаченных сумм налогов начисление процентов происходит в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента излишней уплаты, а с момента неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога*.

* В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Так какие же налоги считаются излишне взысканными, а какие - излишне уплаченными?

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются:

  • Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщиком самостоятельно и отражены в налоговой декларации.
При этом не важно, каким образом осуществлялось перечисление налогов в бюджет - самостоятельно или путем взыскания недоимки по налогам налоговой инспекцией.
  • Излишне взысканными, если налоги были начислены на основании решения налогового органа, признанного в последствии не действительным полностью или частично.
Вне зависимости от того, заплатил ли налогоплательщик по решению сам или было произведено взыскание инспекцией, такие налоги возвращаются с процентами в соответствии с положениями 79 статьи.

Обоснование выводов, сделанных ВАС в Постановлении от 24.04.2012 №16551/11:

«Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено:

  • на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно,
  • либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности:
  • самостоятельно налогоплательщиком,
  • либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию,
правового значения не имеет.

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.

Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.»

Конфликты между контролирующими органами и налогоплательщиками, использующими (в соответствии с действующим законодательством) право на зачет (возврат) излишне уплаченного налога, – не редкость. Данной процедуре посвящено немало статей и разъяснений. Но зачастую информация в них разрозненна, не определяет поведения налогоплательщика в подобного рода ситуациях.

В рамках этой статьи мы попытаемся систематизировать сведения о процедуре зачета (возврата) излишне уплаченного налога, обозначив ряд наиболее важных моментов.

Зачет и возврат: ознакомимся с понятиями

Излишней уплатой суммы налога признано зачисление на счета бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 № 11074/05).

На практике порой возникает ситуация, когда не должен бюджету, а бюджет – налогоплательщику. Причиной могут являться как чисто технические ошибки (при оформлении, например, платежного поручения на перечисление налога), так и порожденные недостаточным знанием налогового законодательства (допущенные при формировании налоговой базы). Кроме того, налог может быть неправомерно взыскан инспекцией в рамках налоговой проверки.

При возникновении такой ситуации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пеней, штрафов (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ ), а у налогового органа возникает обязанность осуществить возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Зачету (возврату) излишне уплаченного налога посвящена ст. 78 НК РФ . Стоит отметить, что данная норма применяется к случаям, когда налогоплательщик самостоятельно (без участия налогового органа) перечислил лишнюю сумму в бюджет. Если денежные средства перечислены во исполнение решения налогового органа, к процессу «подключается» ст. 79 НК РФ (такие ситуации в нашей статье не рассматриваются).

Итак, «зачет» и «возврат» – в чем разница между данными понятиями? По мнению Президиума ВАС (Постановление от 29.06.2004 № 2046/04 ), зачет излишне уплаченной суммы налога – это сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период, влекущее недополучение бюджетом сумм налоговых платежей, внесенных ранее. Под возвратом понимается изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Как видим, существенных различий между зачетом и возвратом налоговых платежей по экономическому содержанию не имеется, фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика (постановления ФАС МО от 29.09.2010 № КА-А40/11549-10 , ФАС СЗО от 05.07.2010 № А56-67284/2009 , определения ВАС РФ от 06.08.2010 № ВАС-10227/10 , от 24.11.2008 № 15129/08 ). Аналогичного мнения придерживаются налоговики (Письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 ).

Важные процедурные моменты зачета (возврата) излишне уплаченного налога

Момент 1: «контрольный»

Переплата по налогу должна контролироваться самим налогоплательщиком как наиболее заинтересованным лицом, однако данный факт может быть обнаружен и налоговой инспекцией, причем последняя обязана известить об этом налогоплательщика в течение 10 дней (п. 3 ст. 78 НК РФ ) .

Обратите внимание

В целях применения норм НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он напрямую не установлен в календарных. Рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 НК РФ ).

Момент 2: сначала зачет в счет погашения недоимки, потом – возврат

Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется только в том случае, если налогоплательщик не имеет недоимки (суммы, не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок, – см. п. 2 ст. 11 НК РФ ) по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Поэтому в случае, когда у налогоплательщика имеется , возврат производится после зачета суммы переплаты в счет ее погашения (п. 5 ст. 78 ), и только после этой процедуры сумма излишне уплаченного налога может быть возвращена налогоплательщику.

Обратите внимание

В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Так, НДС относится к федеральным налогам (ст. 13 НК РФ ), поэтому сумма излишней уплаты по нему может быть зачтена в счет недоимки по другим федеральным налогам (например, акцизам, НДФЛ, налогу на прибыль организаций, НДПИ) (дополнительно см. Письмо Минфина России от 13.12.2011 № 03-05-06-01/86 ).

В соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ зачет в счет погашения недоимки налоговики осуществляют самостоятельно в течение 10 дней со дня обнаружения ими факта излишней уплаты налога или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если таковая проводилась.

Однако данное положение не мешает налогоплательщику самому заявить в налоговый орган о своем желании зачесть суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки. В этом случае решение налоговиков о зачете в счет погашения недоимки принимается в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Надо отметить, что предложение о проведении сверки может исходить как от налогоплательщика, так и от налогового органа. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом , который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ ).

Переплата по налогу может быть направлена не только на погашение недоимки, но и в счет предстоящих платежей (п. 4 ст. 78 НК РФ ).

Иными словами, в случае если у налогоплательщика имеется переплата (по налогу на прибыль), он имеет право зачесть ее в счет расчетов по налогу, начисление которого к уплате в соответствующий бюджет только предстоит (к примеру, НДС). В Письме Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-315 обращается особое внимание на то, что налоговый орган не вправе без заявления налогоплательщика проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящей уплаты этого или других налогов (п. 4 ст. 78 НК РФ ). Причем налогоплательщик должен сделать это самостоятельно, указав в заявлении конкретную сумму предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога. Следовательно, налогоплательщик, проявляя заинтересованность в зачете, представляет соответствующее заявление (с указанием конкретной суммы предстоящего платежа, в счет которого он просит зачесть сумму излишне уплаченного налога) самостоятельно и (обратите внимание!) заблаговременно – с тем, чтобы не допустить недоимки по платежам.

Данный момент хорошо показан на примере, приведенном в Письме Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260 . В последний день для уплаты НДС за IV квартал 2010 года (20.01.2011) организация направила в налоговый орган заявление о зачете суммы переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты НДС. Решение о зачете принято налоговым органом 31.01.2011, за период с 21.01.2011 по 31.01.2011 организации начислены пени. Минфин разъясняет: имея переплату по налогу на прибыль и планируя зачесть ее в счет будущих платежей по НДС, вовсе не обязательно дожидаться последнего дня для начисления и уплаты НДС за конкретный квартал, чтобы подать соответствующее заявление. Это можно сделать заблаговременно. В противном случае по НДС неминуемо образуется недоимка, и даже если она будет погашена зачетом, пени за просрочку уплаты налога придется заплатить (как минимум за период с 21-го числа соответствующего месяца по день принятия налоговым органом решения о проведении зачета).

Момент 4: о подаче заявлений о зачете (возврате) налогов

Налоговики обязаны вернуть переплату налогоплательщику в течение одного месяца со дня получения от организации заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ ).

Минфин считает, что возможность подавать подобные заявления в электронном формате ст. 78 не предусмотрена (Письмо от 09.11.2011 03-02-08/115 ), в отличие от иных статей НК РФ, в которых есть специальные указания на возможность направления в налоговые органы документов по телекоммуникационным каналам связи.

К сведению

Налоговые органы могут в электронном виде направлять налогоплательщику требования об уплате налога (ст. 69 НК РФ ), решения о возмещении суммы НДС (ст. 31 НК РФ , Приказ ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/169@ ), акты совместной сверки расчетов (ст. 32 НК РФ ). В свою очередь, налогоплательщики представляют в электронном виде налоговые декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ ), документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также подтверждающие правильность их исчисления (ст. 31 НК РФ ).

Таким образом (делает вывод Минфин), поименованные в ст. 78 НК РФ заявления подаются на бумажном носителе. Аналогичное мнение сложилось у высшего налогового ведомства страны (Письмо ФНС России от 08.07.2010 № ШС-37-8/6177@ ).

Возможно, в процессе обработки налоговым органом заявления будут выявлены расхождения по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме. В данном случае налоговый орган в силу п. 3.2.2 Методических рекомендаций обязан возвратить копию первоначально представленного заявления налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и предложением провести совместную сверку расчетов.

Когда все разногласия будут урегулированы, а налогоплательщик представит в инспекцию новое заявление, налоговый орган в течение 10 дней со дня его получения примет решение о проведении возврата по налогу.

Момент 5: сроки подачи заявления

Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ ).

В случае пропуска трехлетнего срока для возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О).

На практике налоговые инспекторы используют любую возможность, чтобы отказать в возврате излишне уплаченного налога, и чаще всего поводом для отказа служит истечение отведенного срока. Однако если налогоплательщик по той или иной причине пропустил указанный в НК РФ срок, это еще не означает, что он будет лишен права вернуть образовавшуюся переплату через суд.

При таких обстоятельствах стоит обратить внимание на п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 , в котором указано: обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Доказать, что организация узнала об излишней уплате налога позже момента его уплаты, порой очень непросто. В отношении судебных споров особое значение имеют первичные документы и особенности рассматриваемой ситуации. Поэтому в каждом конкретном случае судьи могут по‑разному оценивать доводы, представленные налогоплательщиком и налоговиками (ст. 71 АПК РФ ). Но в любом случае суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела.

С учетом сказанного отметим: даже если три года с момента образования переплаты по налогу прошли, подать заявление в налоговую инспекцию все же следует. При получении отказа от налоговиков (в чем сомневаться не приходится) факт обращения в инспекцию будет зафиксирован. А значит обращение налогоплательщика в арбитражный суд будет произведено с соблюдением предусмотренного законом порядка (сначала заявление и получение законного отказа от налоговиков, а только потом – суд).

Момент 6: о принятом налоговиками решении узнаем от них

Налоговый орган обязан в письменной форме сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 78 НК РФ ).

Момент 7: задержался – плати

За задержку налоговым органом возврата излишне уплаченного налога организации положены проценты. Они подлежат уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата исходя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ ).

Налоговики, руководствуясь п. 3.2.7 Методических рекомендаций , указывают, что ставку необходимо разделить на количество дней в году (365 или 366, если год високосный).

Однако, по мнению судебных органов, при расчете подлежащих уплате процентов годовых по ставке рефинансирования ЦБР, число дней в году принимается равным 360, а в месяце – 30. Данное мнение изложено в постановлениях пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 , ФАС МО от 16.02.2011 № КА-А40/124-11 , ФАС СКО от 19.08.2010 № А53-27429/2009 , ФАС ПО от 03.11.2009 № А65-24431/2008 , ФАС СЗО от 07.10.2009 № А52-245/2009 .

Напомним, что начисление процентов направлено на восстановление имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налоговиков. Поэтому проценты взыскиваются с инспекции независимо от того, вернула она налог (с нарушением сроков) или ее обязанность по возврату в дальнейшем прекратилась зачетом, к примеру, если НДС, излишне уплаченный за один , впоследствии был направлен на погашение недоимки, сложившейся в другом налоговом периоде. Независимо от того, что сумма переплаты фактически уменьшилась, проценты должны быть начислены за весь период нарушения срока возврата переплаты, то есть с даты появления у организации права на возврат (спустя месяц после подачи заявления) и по дату фактического возврата процентов налоговой инспекцией (Постановление ФАС УО от 09.06.2008 № Ф09-3220/08-С2 ).

Обратите внимание

До недавнего времени налоговики придерживались мнения, что правило о начислении процентов применяется лишь в отношении задержки с возвратом налога, поэтому организация не вправе рассчитывать на получение процентов за задержку с процедурой зачета. С выходом в свет Письма ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431 , в котором высшее налоговое ведомство страны признало, что для начисления процентов не имеет значения, в какой форме был произведен возврат, можно рассчитывать на существенное уменьшение числа споров между контролирующими органами и налогоплательщиками по вышеуказанной проблеме (данная позиция в полной мере согласуется с точкой зрения Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 29.06.2004 № 2046/04 ).

Советуем вам проводить сверку расчетов с бюджетом не реже раза в год (а может быть, и раза в квартал), что позволит вовремя определить наличие переплаты и принять необходимые меры для возврата излишне перечисленных сумм налога. В любом случае своевременное урегулирование возникающих разногласий с налоговиками избавит вас от судебных тяжб.

В соответствии с формой, установленной приложением 6 к Приказу ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее – Приказ № ММ-3-1/683@).

Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@.

М ногие компании сталкиваются с ситуацией, когда у них возникает переплата по одному или даже по нескольким налогам. Разумным шагом в такой ситуации будет зачет переплаты в счет этого же или других налогов. Выясним, в каком ­порядке происходит такой зачет и какие документы нужно составить.

Сразу скажем, что правила о зачете переплаты применяются не только к налогам, но и к штрафам, и к пеням (п. 14 ст. 78, п. 9 ст. 79 НК РФ). Поэтому в дальнейшем, говоря о налогах, мы будем иметь в виду все три типа ­платежей.

Итак, переплата налога может возникнуть по двум причинам:

  • организация сама переплачивает налог (например, в результате неправильного определения налоговой базы или неверного указания КБК в платежке). В этом случае налог возвращается в ­порядке, который предусмотрен ст. 78 НК РФ;
  • налоговая инспекция взыскивает излишнюю сумму налога. В такой ­ситуации применяется ст. 79 НК РФ.

К сведению

Свернуть Показать

С 1 января 2015 г. принудительное взыскание налога допускается даже с лицевых счетов. Недосчитаться денег на лицевом счете могут те организации, чья недоимка по налогам составляет не более 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). При возникновении большей задолженности налоговикам придется обращаться в суд.

Организация, переплатившая налог, может выбрать один из трех вариантов действий (глава 12 НК РФ):

  • вернуть переплату (в случае отсутствия задолженности по налогам - п. 1 ст. 79 НК РФ);
  • зачесть переплату в счет платежей по этому налогу;
  • зачесть переплату в счет платежей по некоторым (не по всем!) другим налогам.

Рассмотрим два последних варианта.

Какие налоги можно зачесть?

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ зачет производится по видам налогов: федеральные - в счет федеральных, региональные - в счет региональных, местные - в счет местных (п. 1 ст. 12 НК РФ). При этом не ­имеет значения, в какой бюджет зачисляется тот или иной налог (письмо ­Минфина России от 26.04.2011 № 03-02-07/1-141).

Пример 1

Свернуть Показать

Федеральными налогами являются, в частности, НДС и налог на прибыль (п. 1 и 5 ст. 13 НК РФ). При этом НДС идет в федеральный бюджет полностью (ст. 50 БК РФ), а налог на прибыль (ставка 20%) распределяется между ­федеральным (по ­ставке 2%) и региональным (по ставке 18%) бюджетами (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Тем не менее переплату по НДС можно полностью зачесть в счет налога на ­прибыль (и наоборот).

К сведению

Свернуть Показать

Налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных режимов налого­обложения, тоже относятся к числу федеральных (п. 7 ст. 12 НК РФ, письмо ­Минфина России от 20.04.2006 № 03-02-07/2-30).

Если организация переплатила сама

Порядок действий организации будет зависеть от того, кто обнаружил переплату: она сама или налоговая инспекция.

Переплату обнаружила инспекция

В этом случае налоговики обязаны сообщить организации о переплате. На это им отводится 10 рабочих дней с даты обнаружения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ). Сообщение направляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 2 к данному приказу). Оно может быть передано представителю компании под расписку, направлено обычной почтой, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет (абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Надо сказать, что на практике налоговики далеко не всегда сообщают об обнаружении переплаты. Поэтому если организация выявила ее самостоятельно, есть смысл подать в инспекцию заявление о зачете, не надеясь на активность инспекторов в этом вопросе. Тем более что НК РФ позволяет это сделать, даже если налоговая инспекция сама обнаружила переплату (абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ).

Если у компании имеется недоимка по налогам, то инспекция должна сама зачесть переплату в счет имеющейся задолженности (п. 5 ст. 78 НК РФ). Разумеется, это относится только к тем случаям, когда возможность принудительного взыскания задолженности не утрачена (п. 32 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Утрата может произойти, например, если инспекция попустила двухмесячный срок (после того, как организация не исполнила требование об уплате налога) на вынесение ­решения о принудительном взыскании задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Если же долгов нет, то дальнейшую судьбу переплаты может определить только налогоплательщик. В такой ситуации самостоятельно (т.е. без заявления налогоплательщика) проводить зачет переплаты (например, в счет предстоящих платежей по тому же налогу) инспекция не вправе (письмо Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260).

Переплату обнаружила организация

Налогоплательщик, обнаруживший переплату, может подать в инспекцию заявление о ее зачете. Форма этого документа утверждена приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 9 к данному приказу).

К сведению

Свернуть Показать

Подать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Налоговая инспекция сверит информацию из заявления со своими данными о поступивших платежах. В случае выявления расхождений налоговики могут предложить провести сверку расчетов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Если все вопросы будут сняты, то инспекция примет решение о зачете сумм налога, если нет - об отказе в зачете. И в том, и в другом случае на принятие решения у инспекции есть 10 рабочих дней. Этот срок отсчитывается либо с даты получения заявления от организации, либо с даты подписания акта сверки расчетов (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ). Нередко налоговики нарушают этот срок. В такой ситуации можно пожаловаться на их бездействие в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 138 НК РФ), но потребовать уплаты процентов за просрочку нельзя. Такая мера предусмотрена при просрочке возврата (а не ­зачета) излишне уплаченного налога (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Еще пять рабочих дней у инспекции есть на то, чтобы сообщить организации о принятом решении (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете

Порядок заполнения заявления о зачете рассмотрим в Примере 2.

Пример 2

Образец заполнения заявления о зачете переплаты НДС в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Свернуть Показать

ООО «Актив» имеет переплату по НДС за III квартал 2015 г. в сумме 100 000 руб. Недоимка по другим федеральным налогам отсутствует. В связи с этим ­компания ­хочет зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Заявление будет заполнено так:

Если излишние суммы взыскала налоговая инспекция

Зачесть излишне взысканный налог инспекция может только в счет имеющейся недоимки. Причем зачет инспекция проведет самостоятельно, без каких-либо заявлений от налогоплательщика (п. 1 ст. 79 НК РФ). А вот зачет в счет будущих платежей в данном случае невозможен (письмо ­Минфина России от 23.11.2012 № 03-02-07/1-293).

В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканная сумма налога подлежит возврату с процентами, которые рассчитываются по ставке рефинансирования. При этом специалисты налоговой службы подчеркивают один очень важный момент: «для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета» (письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431). Суды с таким подходом согласны (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.2013 по делу № А32-14781/2012, ФАС Московского округа от 26.04.2013 по делу № А40-85167/12-107-453 и от 16.03.2011 № ­КА-А40/1301-11 по делу № А40-82943/10-35-416).

К сведению

Свернуть Показать

Проценты начисляются со дня, следующего за датой взыскания, по день фактического возврата (абз. 2 п. 5 ст. 79 НК РФ).

На практике часто возникает вопрос: по какой формуле считать такие проценты? По мнению чиновников, исходить следует из того, что в году 360 дней (письма Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7, ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@). При этом они ссылаются на п. 2 постановления Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами». Однако как постановление, разъясняющее ­применение ГК РФ, ­связано с налоговыми отношениями, понять сложно.

Именно поэтому Президиум ВАС РФ выпустил постановление, в котором указал, что при расчете следует использовать фактическое количество дней в году: 365 или 366 (постановление от 21.01.2014 № 11372/13 по делу № А53-31914/2012).


Предприниматели при осуществлении своей деятельности платят налоги. Часто бывают ситуации переплаты. Внесение большего размера платежа возникает и у физических лиц. Связано это с разными причинами. Необходимо знать, как вернуть переплату по налогам.

Что платят физические лица?

Гражданами РФ оплачиваются следующие сборы:

  1. НДФЛ. Отчисления, которые взимаются с частных лиц, поступают в Федеральный бюджет. Его берут за разные доходы. К примеру, за зарплату взимается НДФЛ с работодателей. Платят его граждане РФ, иностранные лица и лица без гражданства.
  2. На имущество. Этот налог считается местным. Его взимают за квартиры, дома, другое жилье, постройки, транспорт, исключая авто и мотоциклы. Оплата осуществляется каждый год.
  3. Транспортный. Плательщиками считаются собственники транспорта. Налог вносится перед ТО, для расчета следует знать мощность и МРОТ.
  4. На дарение. При получении имущества в дар нужно оплачивать налог. Но это будет лишь в том случае, если цена наследуемого имущества равна свыше 850 МРОТ и больше 80 МРОТ при подаренном.
  5. Земельный. Налог взимается за сельскохозяйственные угодья, участок, который был получен частным лицом для подсобного хозяйства, постройки жилья.

Что оплачивает ИП?

Предпринимателям нужно вносить следующие платежи:

  1. УСН. Чтобы работать по данной системе, ИП нужно соблюдать ограничения по занятым лицам. Существуют требования по остаточной стоимости и размеру дохода.
  2. ЕНВД. В НК РФ представлен перечень видов деятельности, когда предприниматель может вести свою деятельность по данной системе.
  3. ОСНО. Если у ИП большой оборот, то применяется эта система.
  4. ПСН. Если ИП работает по тем видам деятельности, которые входят в патентную систему, то можно перейти на нее.

ООО оплачивают ЕВНД, ЕСХН, ОСНО, УСН. При внесении любого платежа может появиться переплата, которую можно вернуть или зачесть в счет другого сбора.

Возможен ли возврат?

Если обнаружена переплата по платежам, то сначала нужно понять, по какой причине это произошло. Обычно данное явление возникает в следующих случаях:

  1. Ошибка при расчете налогов.
  2. Если по результатам за год больше, по сравнению с годовой декларацией.
  3. Пользование льготами по налогу, когда вместе осуществляется оплата и его снятие на основе решения ИФНС.

Переплата возвращается тогда, когда с данным фактом согласна В НК РФ говорится, что ИФНС обязана в срок 10 дней с даты обнаружения излишек оповестить плательщика об этом для принятия решения. Но такое случается редко.

Налогоплательщик тоже может подать заявление на возврат переплаты по налогам. Но прежде ему нужно выполнить по расчетам. Это может и не выполняться, тогда инспекторы при появлении вопросов запросят документы о факте излишек. Возврат переплаты по налогам возможен лишь в том случае, если в даты переплаты не прошло 3 лет.

Если данное явление произошло из-за налоговых органов, то возврат осуществляется в течение месяца с момента обнаружения или с даты действия судебного решения. Но в последней ситуации ИФНС может использовать время в течение 3 месяцев для проверки и принятия решения.

Когда не осуществляется возврат?

Бывают и такие случаи, когда ИФНС отказывает в возврате переплаты. Часто причиной этого является пропуск налогоплательщиком сроков исковой давности - 3 года, если это возникло по вине предприятия. А 1 месяц предоставляется для тех случаев, когда вина на инспекции.

В этом случае роль имеет доказательство времени выявления факта. Если плательщик может предоставить их, то с помощью суда получится вернуть излишки. Отказ следует и при наличии недоимок у предприятия перед бюджетом. Поскольку тогда ИФНС все равно проводит безакцептный порядок зачета.

Возврат или зачет?

Прежде чем ознакомиться, как вернуть переплату по налогам, следует узнать, какие действия возможны в этом случае. Ведь каждый из документов оформляется по-разному. Кроме возврата, переплату по налогу, можно зачесть в имеющиеся обязательства перед бюджетом. Но при этом есть ограничение. Его выполняют лишь по налогам в пределах одного бюджета. Решение по возврату или зачету принимается обычно лишь налогоплательщиками. Каждый должен решать сам, что лучше из этих процедур.

Специалисты налоговых органов обычно выбирают зачет, поскольку тогда не требуется возвращать деньги. Поэтому данный процесс проходит быстрее, к тому же нужно меньше документов. Значение имеет и то, в каком статусе произошел излишек. Если при переплате налоговым агентам, то суммы не учитываются, они могут быть только возвращены.

Выявление

Обнаружить переплату могут как налоговые органы, так и сам плательщик. Второй вариант является самым распространенным. По некоторым налогам оплачиваются авансовые платежи за месяц или за квартал. Поэтому излишки по данным налогам получится определить после составления годового отчета.

Во многих декларациях нужны указания по отчету суммы авансовых платежей и сумм годового налога. Поэтому в отчете фиксируют переплаты. Данная ситуация возникает и тогда, если требуется уточнение отчета, по которому из-за льготы или по иной причине снижается сумма обязательства перед бюджетом.

Нередко во время зачисления налогов допускаются неточности в платежных поручениях. Поэтому обнаружить переплату, если деньги зачислены не туда, можно, регулярно выполняя сверки с бюджетом. Определить, есть ли излишек, можно следующими способами:

  1. Инспектор звонит или направляет письмо. В этом случае нужно записать, откуда был звонок, какого налога касается дело и какая переплата. Нередко требуется предоставление дополнительных бумаг для проверки.
  2. С помощью личного кабинета на официальном ресурсе налоговой. Если у компании или ИП присутствует квалифицированная ЭЦП, то получится бесплатно зайти в личный кабинет налогоплательщика. Таким образом можно следить за недоплатами и переплаченными суммами.

Как бы ни было выявлено нарушение, нужно знать, как вернуть переплату по налогам. Эта процедура оформляться по общепринятым правилам.

Процедура возврата

Если учреждением или ИП обнаружены уплаченные излишки, то их можно вернуть или зачесть в счет другого платежа. Как вернуть переплату по налогам? Если организацией принимается решение о возврате на расчетный счет, то требуется написать заявление. Его составляют по форме КНД 1150058.

Заявление по возврату денежных средств на банковский счет подобно декларации. В нем необходимо написать наименование фирмы, сумму переплаты, КБК по налогу, реквизиты счета. После заполнения, заявление можно передать:

  1. В бумажной форме лично плательщиком или представителем на основе доверенности.
  2. Почтой с уведомлением о получении.
  3. В электронной форме, но тогда нужна электронная цифровая подпись.

Процедура возврата делится на следующие этапы:

  1. Определение переплаты. Делается это по акту сверки по налогам. По данному документу получится выявить, по какому платежи и в каком размере есть излишки.
  2. Составление заявления. В нем фиксируется информация об учреждении, сумма и реквизиты счета.
  3. Передача заявления любым удобным способом.
  4. Спустя 10 дней получить результаты. Если пришел отказ, то требуется подготовка документов для суда.
  5. На протяжении месяца происходит перечисление средств.
  6. Если при истечении времени зачисления не было, нужно написать жалобу в вышестоящий орган и приготовить бумаги для суда.

Зачет налога

Вместо переплаты по налогам юридического лица может быть выполнен его зачет. Сделать это можно:

  1. Для будущей оплаты этого же сбора.
  2. Для оплаты задолженности по другому налогу.

С выполнением зачета переплаты по налогам нужно выполнить правило - зачесть платеж лишь в пределах бюджета данного уровня. Получается, что переплата по федеральному налогу зачитывается лишь на другой федеральный. ФНС может самостоятельно выполнять зачет с недоплатой по иному сбору. Разрешения компании тогда не нужно.

Для выполнения зачета требуется подать заявление по форме КНД 1150057. Это осуществляется 3 способами:

  1. Лично или с помощью представителя.
  2. Почтой.
  3. 3С помощью интернета.

Выполнить зачет разрешено в течение 3 лет с даты переплаты.

Сроки зачета

Если компания желает выполнить зачет излишек, то требуется подача заявления в ФНС. Сотрудники налоговой обязаны за 10 дней рассмотреть документ и потом в течение 5 дней оповестить о решении. Если они сами приняли решение о зачете, то делается это в течение 10 дней с момента выявления. За 5 дней орган должен оповестить о решении.

Если сумма больше по сравнению с недоплатой, то налоговой выполняется зачет, то за месяц остаток зачисляется на расчетный счет. В случае нарушения данного срока плательщику положены проценты.

Расчет

Для расчета суммы сбора нужно использовать калькулятор налога. Например, с его помощью можно рассчитать транспортный сбор. На официальном сайте налоговой есть такие калькуляторы. Необходимо ввести:

  1. Год автомобиля.
  2. Число месяцев владения.
  3. Мощность двигателя.

Ошибочное списание налога

Налоговая имеет право без разрешения плательщика снимать с него неуплаченные налоги, штрафы, пени. Нередко данные действия происходят ошибочно, например, в орган не приходило платежное поручение или плательщик ошибся и обозначил не те реквизиты. В этом случае налоговая должно возвращать незаконно уделенные суммы.

Если у компании есть долги по налогам, то из данного платежа часть может расходоваться на их оплату. А остальные средства возвращаются. Для возврата требуется подать заявление в ФНС, которое пишется в свободной форме. В нем излагают обстоятельства, к нему прилагают подтверждающую бумагу, указывают банковские реквизиты.

Заявление следует подать в течении 1 месяца с даты незаконного списания. Если данный период будет пропущен, то возврат возможен лишь по решению суда. На это предоставляется 3 года. Обрабатывается заявление 10 дней. Затем 1 месяц предоставляется для возврата суммы на расчетный счет.

Составление заявления

Чтобы отправить письмо на возврат переплаты по налогу, необходимо составить заявление. Если плательщик обращаться в фискальную службу, то заявление рассматривается ФНС. Составлять документ нужно внимательно. Необходимо указать причину, из-за которой нужен возврат. Переплата по налогу на прибыль или по другому платежу осуществляется одинаково. В заявлении нужно указать следующие реквизиты:

  1. Название отделения ФНС.
  2. Адрес нахождения органа.
  3. Наименование организации, ФИО заявителя или ИП.
  4. Основание.
  5. КБК и дата внесения платежа.
  6. ОКТМО и оплаченная сумма.
  7. Размер средств, который должен быть возвращен.
  8. Реквизиты счета, куда нужно отправить сбор.

В конце ставится дата и подпись заявителя. Если плательщик - физическое лицо, то нужно зафиксировать ИНН плательщика. Обозначая причину, нужно ссылаться на подтверждение об оплате и документе. Именно так составляется заявление при переплате по транспортному налогу и прочим платежам.

Если налоговая не возвращает деньги - что делать?

Налоговой может затягиваться срок обработки заявления и процедура возврата. Тогда не нужно тянуть время, следует действовать активно. Для начала необходимо проверить, все ли в документе указано верно. Если в налоговой отказываются принимать заявление, то отправлять его нужно почтой заказным письмом или через интернет. В последнем случае должна быть квалифицированная ЭЦП.

Во время разговора с сотрудником ФНС нужно упомянуть о том, что НК устанавливается срок возврата налога на протяжении месяца с даты получения заявления. Если после данного периода налоговой не были предприняты какие-либо действия, следует писать жалобы. Выполнять это следует только письменно, с отправкой почтой. По закону, ответ тоже должен быть письменный. Звонить и устно решать вопрос не следует. Данные обращения не фиксируются, к тому же сказать могут все что годно, а во время суда это не получится зафиксировать в деле.

Если сроки прошли, а возврата не было, следует составлять заявление для суда. В нем фиксируются требования возврата не только излишек, но и процентов за несвоевременность. Как показывает практика, обычно все дела решаются в сторону плательщика. Судом принимается сторона налоговая только при нарушениях в оформлении документации.

Документы

При переплате по налогу на имущество или по другому платежу следует подготовить некоторые документы:

  1. Паспорт.
  2. Платежные бумаги.
  3. Реквизиты счета.
  4. Свидетельство о регистрации.
  5. Налоговая декларация.
  6. Документы, подтверждающие необходимость оплаты налога.

Никакие остальные бумаги не нужны. К указанным документам прилагаются копии. Точные сведения о бумагах, которые нужны во время проверки правильности уплаты налогов, нужно узнавать в ФНС. Там подскажут информацию по всем платежам.

Сроки для физических лиц

В этом случае действуют те же сроки, что и с организациями. В какую ФНС обращаться? Заявка подается в тот орган, который ведет налоговый учет организации или гражданина. Другими словами, все налоговые учреждения, в которых зарегистрирован плательщик, должны принимать заявления. Поэтому обратиться можно в:

  1. По месту учета компании.
  2. ФНС учета головного отделения фирмы.

Физическим лицам нужно обращаться в службу по месту регистрации или временной прописки. Если лицо не зарегистрировано на налоговом учете, оно не может требовать через ФНС возврата средств.

Проценты за несвоевременность

Учреждения имеют право на получение суммы переплаты с процентами, если средства не были возвращены в срок. Тогда инспекторы принимают решение о возврате и направляют поручение в управление Казначейства России (п. 8 А инспекторами только контролируется правильность расчета процентов, если присутствует ошибка. Для получения процентов организации не нужно дополнительно обращаться в инспекцию. По заявлению происходит расчет процентов за задержку.

Таким образом, возврат переплаты по налогам полностью контролируется законом. Плательщики имеют право подать заявление на перечисление средств или зачет их в счет других сборов. А за просрочку положена выплата компенсации.