Как считается нагрузка на ось грузового автомобиля и какие штрафы предусмотрены за перегруз. Перегруз автомобиля: контроль за нарушениями, нормы и штрафы Новые штрафы за перегруз по осям

Термин «перегрузка транспортного средства» представлен в виде осевой нагрузки – это масса, которая передаётся колёсами каждой оси на дорожное полотно. Понятия «масса» может включать как полный вес авто, так и вместе с грузом.

Для расчёта данного показателя необходимо соотнести нагрузку на заднюю ось и переднюю. Передняя ось в большинстве случаев испытывает значительно меньшую нагрузку, если сравнивать с задней, поскольку спереди вес составляет кабина и силовой агрегат, а сзади – грузовой отсек. В каком размере выносится штраф за перегруз, и можно ли оспорить данное административное наказание?

Перегруз грузового автомобиля с точки зрения ПДД приводит к следующим опасным ситуациям на дороге:

  • разрушение дорожного полотна;
  • деформация транспортного средства, негативно влияющая на управляемость;
  • снижение максимальной скорости автомобиля провоцирует заторы и аварийные ситуации;
  • тормозной путь существенно увеличивается;
  • управляемость ТС снижается, особенно когда имеет место неравномерное распределение груза по кузову.

Профильная нормативная база отвечает за регулировку порядка транспортировки груза на территории РФ. Ориентиром является принятый в 2007 году Федеральный закон № 257, согласно пункту 2 статьи 31 которого грузовики, масса которых на 2,5 % превышает регламентированные нормы, могут выезжать только со специальным разрешением. Транспортные средства армии РФ в данную категорию не входят.

Согласовывая перегруз с официальными органами, собственник ТС обязан сообщить о маршруте следования и выплатить компенсацию за повреждение дорожного полотна.

Превышение норматива на 10 % позволяет получить разрешение в течение рабочего дня по упрощённой схеме. Что касается предельных значений груза, нормативы регламентирует правительственное постановление № 272 и для грузовиков, которые следуют по одному, эти нормы следующие:

  • 18 тонн для двухосных грузовиков;
  • 25 тонн для 3-осных;
  • 32 тонны для 4-осных;
  • 35 тонн для 5-осных.

Также необходимо учитывать нагрузку по осям, если транспортное средство следует по автотрассе с ограничениями на 11,5 тонн, 10 тонн и 6 тонн. Тип колёс и расстояние между осями также следует брать во внимание.

Разрешение на превышение массы груза

При необходимости транспортировать груз, масса которого превышает указанные в документах показатели, нужно оформить специальное разрешение, в котором будут указаны следующие сведения:

  • вид перевозки: международная, региональная, местная и т. д.;
  • срок действия разрешения;
  • маршрут грузовика;
  • характеристики ТС;
  • данные собственника, отправителя, а также получателя груза;
  • характеристика груза;https://www.youtube.com/watch?v=szFgZREJOOg
  • габариты и масса автомобиля и груза;
  • распределение общей массы по отдельным осям;
  • наименование органа, в котором получено разрешение.

Перевозка крупногабаритного груза

Отдельные нормативы предусмотрены для транспортировки крупногабаритного груза. Речь идёт о грузе, который на метр выступает сзади или на 10 — 50 см с каждого борта. Необходимо обязательно использовать специальные знаки при оформлении груза для его распознавания днём, а также фонари или светоотражающие элементы для обеспечения видимости груза в ночное время суток.

Штраф за перегруз грузового автомобиля в размере от 1 до 400 тысяч рублей в данном случае предусмотрен, если габариты груза превышают норму на 10 — 50 см или указанные в специальном разрешении параметры.

Если выписанный штраф оказался непомерным для водителя, транспортное средство отгоняют на штрафстоянку.

Как рассчитать нагрузку

Точный расчёт величины нагрузки не представляется возможным, но в этом и нет никакой необходимости. Поэтапные действия выглядят следующим образом:

  • определение массы автомобиля согласно данным свидетельства о регистрации;
  • определение массы груза, например, по накладной;
  • разделение результатов на количество осей.

В учёт необходимо брать только максимальные результаты, поскольку при контрольном взвешивании обращается внимание именно на этот параметр. Норматив для каждого транспортного средства можно рассчитать по таблице в упомянутом постановлении.

Весовой контроль представлен передвижными и стационарными постами контрольного взвешивания. Стационарные располагаются вдоль дороги в конкретной локации, тогда как передвижные представлены фургонами, которые можно переместить в любое время и провести контроль массы в любом месте.

Что касается методов взвешивания, стоит рассмотреть следующие варианты.

  1. Взвешивание по датчикам без остановки ТС при условии низкой скорости. Погрешность в данном случае составляет 3 % и это слишком высокий показатель.
  2. Статическое взвешивание предполагает остановку ТС. Масса в данном случае определяется максимально точно.

Оба метода позволяют определить общий вес и перегруз на ось.

Штрафы за перегруз грузового авто

Итак, какой штраф за перегруз предусмотрен в 2019 году для разных категорий граждан при различных отклонениях от нормы? Рассмотрим их.

  1. При перегрузе в 2 — 10 % водитель выплачивает 1 — 1,5 тысячи рублей, должностное лицо в 10 раз больше, юридическое лицо в 100 раз больше. Фиксация перегруза в автоматическом режиме предполагает штраф в размере 150 тысяч рублей, который выплачивает владелец ТС.
  2. 10 — 20 % перегруза приводит к штрафу в размере 3 — 4 тысяч рублей для водителя, 25 — 30 тысяч рублей для должностного лица, 250 — 300 тысяч для юридического лица и максимальный штраф в размере 300 тысяч для владельца при автоматической фиксации.
  3. 20 — 50 % перегруза предполагает вынесение штрафа в размере 5 — 10 тысяч для водителя или лишение прав на 2 -4 месяца. Должностное лицо выплачивает 35 — 40 тысяч, юридическое – в 10 раз больше.
  4. 50 % перегруза и более приводит к лишению водителя прав на 4 — 6 месяцев или штрафу в размере 7 — 10 тысяч, должностное лицо выплачивает 45 — 50 тысяч, юридическое – в 10 раз больше.
  5. Водитель обязан выплатить штраф в размере 5 тысяч, если нарушил ограничительные требования относительно движения на дорожном участке с соответствующими знаками.

Индивидуальные предприниматели, владеющие транспортным средством, за рулём которого был совершивший административное правонарушение водитель, выплачивают штраф аналогично юридическим лицам.

Способы оплаты штрафа

Штраф за рассматриваемое правонарушение оплачивается в течение 60 дней. Если законодательные нормы нарушил иностранный гражданин, оплата штрафа должна быть произведена на следующий день. К тому же его могут дополнительно депортировать. Оплата штрафа в течение первых 20 дней после вынесения постановления даёт скидку в 50 %.

В течение суток после оплаты принявшая операцию организация обязана уведомить о данном событии соответствующее подразделение автомобильной инспекции. Водитель, в свою очередь, получает квитанцию, которую необходимо хранить в течение 3 лет.

Если игнорировать необходимость оплаты штрафа, должника ждут следующие санкции:

  • запрет на выезд из России;
  • арест личных банковских счетов, если в роли правонарушителя выступает юридическое лицо;
  • арест движимого или недвижимого имущества.

Если правонарушителю удаётся доказать неспособность оплаты штрафа документально, допускается продление срока оплаты до 5 лет.

С помощью штрафов за перегруз грузовых автомобилей государство борется c нарушителями законодательства, устанавливающего максимально допустимую массу автотранспортных средств при передвижении их по дорогам общего пользования. Угроза наложения штрафных санкций призвана усилить дисциплину владельцев и эксплуатантов большегрузных автомашин для того, чтобы все участники рынка грузоперевозок соблюдали нормативы, установленные в отечественных ПДД и Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации.

Соблюдение требований законодательства необходимо в свою очередь для уменьшения количества перегруженных фур, которые во время следования по федеральным и региональным автотрассам разрушают дорожное покрытие и создают аварийные ситуации, зачастую сопровождающиеся человеческими жертвами. СМИ время от времени сообщают о смертельных ДТП с участием перегруженных фур. Это сильно беспокоит власти, в следствие чего были введены новые штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году.

ВАЖНАЯ РЕМАРКА
В самом начале следует оговорить один важный информационный момент. В течение последних нескольких месяцев российское транспортное сообщество взбудоражено введением в действие системы «Платон», разработанной для взимания покилометровой платы с владельцев автомобилей с массой более 12 тонн. Многие водители и эксплуатанты тут же придумали себе оправдание, дескать, если я плачу в «Платон», то могу чувствовать себя спокойно в отношении перегруза.

ЗАПОМНИТЕ!

Система «Платон» и штрафные санкции друг с другом никак не соотносятся. Как однажды выразился президент Путин, повторив известную поговорку, «мухи отдельно, котлеты отдельно». То есть уплата этой новой пошлины не освобождает от ответственности за превышение разрешённой массы большегрузного автотранспортного средства и не уменьшает размера штрафных санкций. Пусть это уточнение станет маленьким кирпичиком в фундаменте вашей юридической грамотности.


Что считается перегрузом – критерии

Каждый человек оценивает возможности автотранспортных средств по-разному. Именно поэтому один владелец автомобиля нагружает его в пределах нормы, другой – превышает её, и порой в несколько раз. Для того чтобы понять, перегружен данный конкретный автотранспорт или нет, была разработана система критериев, анализ которых позволяет инспекторам ГИБДД устанавливать факт перегруза.

Постановление российского правительства №272 от 15 апреля 2011 года, утвердившее Правила автомобильных грузоперевозок, устанавливает следующие допустимые массы одиночных автотранспортных средств:

  • двухосные – 18 тонн;
  • трёхосные – 25 тонн;
  • четырёхосные – 32 тонны;
  • пятиосные – 35 тонн.

Для прицепных и седельных автопоездов определены такие нормативы:

  • трёхосные – 28 тонн;
  • четырёхосные – 36 тонн;
  • пятиосные – 40 тонн;
  • шестиосные и выше – 44 тонны.

Если выявляется превышение этих предельных величин, инспектор ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении и начисляет штраф за перегруз грузового автомобиля или прицепа. Определение степени перегруженности по фактической массе является основным, но не единственным критерием.


Нагрузка на колёсные оси

Для оценки перегруженности автотранспорта используется не только валовая масса, но и другой показатель – нагрузка на колёсные оси. Расчёт этого параметра требуется для определения степени ущерба дорожному полотну и риска разрушения транспортировочной тележки, которое влечёт за собой аварийную ситуацию.

Осевая нагрузка подсчитывается для конкретного автомобиля в зависимости от его собственной массы, количества осей и типа колёс (одно- или двускатные). Также играет роль межосевое расстояние, зависящее от длины тягача и прицепа. Эти расчёты, как правило, автоматизированы, и в интернете можно найти онлайн-калькуляторы для расчёта осевых нагрузок для автомашин определённых моделей и всех типов прицепной техники.

В зависимости от осевых нагрузок все автотранспортные средства подразделяются на две категории – А и Б. К первой группе относятся большегрузные автотранспортные средства, нагрузка которых на оси составляет от 6 до 10 тонн. Это тяжеловесные тягачи типа МАЗ, КрАЗ и подобные им, которые могут передвигаться лишь по трассам со скоростными ограничениями (I, II и III категорий). В группу Б включаются автомобили с осевой нагрузкой до 6 тонн. Это среднетоннажные грузовики, микроавтобусы и малолитражки.

Таким образом, наказанию за осевой перегруз могут подвергнуться не только владельцы больших грузовых машин. Данный момент касается всех эксплуатантов автотранспортных средств. В случае превышения осевой нагрузки можно получить штраф за перегруз газели и даже легкового автомобиля. Разумеется, здесь борьба идёт не с разрушением дорожного полотна – всё-таки легковушка, даже и перегруженная, не сможет причинить асфальтобетонному покрытию существенного ущерба. В этом случае контроль нагрузки на оси проводится для предупреждения аварийных ситуаций, особенно, в городских условиях.

Владельцам малолитражных машин и пассажирских микроавтобусов не следует обольщаться и чувствовать себя недосягаемыми для наказания за перегруженность. Да, строго формально специальной статьи в КоАП РФ на этот счёт не существует. Однако штрафные санкции могут быть применены, если не по общей массе, то по превышению нагрузки на оси. Кроме того, для машин категории Б, предназначенных для перевозки пассажиров, дополнительным критерием перегрузки является количество пассажиров в салоне – за этим инспекторы ГИБДД следят очень пристально.


Актуальные размеры штрафов за перегруз грузовых автомобилей в 2017 году

Перейдём к самому животрепещущему моменту, расскажем, какой штраф за перегруз грузового автомобиля установлен властями в этом году. Его размер определяется статьёй 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Сумма штрафных санкций зависит, прежде всего, от того, получено ли разрешение на передвижение данного грузового автомобиля по конкретной автотрассе.

При наличии такого документа на участников грузоперевозки, допустивших нарушение, накладываются следующие штрафные санкции (тыс. руб.):

Перегруз

Водители

Должностные лица

Юридические лица

Собственники автотранспорта

2-10%

1-1,5

10-15

100-150

10-20%

3-3,5

20-25

200-250

20-50%

4-5 или лишение прав на 2-3 мес.

30-40

300-400

св. 50%

45-50

400-500

В том случае, если разрешение на перевозку не оформлялось, то штрафы за перегруз грузового автомобиля в 2017 году будут следующими (тыс. руб.):

Перегруз

Водители

Должностные лица

Юридические лица

Собственники автотранспорта

2-10%

1-1,5

10-15

100-150

10-20%

25-30

250-300

20-50%

5-10 или лишение прав на 2-4 мес.

35-40

350-400

св. 50%

7-10 или лишение прав на 4-6 мес.

45-50

400-500

Примечание. Под перегрузом понимается разница между фактической и разрешённой массой автомобиля (нагрузкой на оси).

Кроме назначения штрафных санкций, инспектор ГИБДД может применить более жёсткое наказание – запрет дальнейшего передвижения транспортного средства. В этом случае машина либо ставится на штрафную стоянку, либо блокируется с помощью специальных технических приспособлений.

Перегруженное автотранспортное средство задерживается до тех пор, пока не будет устранено нарушение. Если груз является делимым, то перегруз устраняется путём перемещения его части на другой автомобиль. При неделимости перемещаемых объектов изыскиваются другие способы.


Иные ответственные стороны

Согласно ст.12.21.1. КоАП РФ штрафу за перегруз грузового автомобиля подвергаются не только сотрудники транспортной компании, чья машина была «поймана» с избыточным грузом. В соответствии с п. 8, 9 и 10 указанной статьи наказанию подлежат и грузоотправитель, предоставивший неправильные сведения о массе груза, что привело к перегруженности, и фирма, которая осуществляла погрузку объектов перевозки на борт транспортного средства. Максимальный размер штрафа для них составляет 400 тыс. руб.


Нарушение ПДД

Ну и, конечно, штрафные санкции накладываются на водителя в классической ситуации – когда он проехал под знак, ограничивающий массу автомобилей на данном участке автомагистрали. При этом взимается штраф в фиксированном размере 5 тыс. руб.(п.11 ст.12.21.1 КоАП РФ).

Уточним, что все эти наказания накладываются только в том случае, если не было оформлено специальное разрешение на грузоперевозку, либо были нарушены условия, указанные в этом разрешении.


Специальное разрешение на грузоперевозку

Разрешение на грузоперевозку представляет собой специальный документ, выдаваемый перевозчикам владельцами автомагистралей. Обычно это федеральные, региональные и муниципальные органы власти субъектов Российской Федерации. Разрешение выдаётся только на одну грузоперевозку. В нём указываются сведения о транспортном средстве, характеристики груза, маршрут и сроки транспортировки.

Документ является платным. Размер платы за разрешение устанавливается властями субъекта РФ, по территории которого пролегает путь грузоперевозки. Эти деньги идут на возмещение ущерба дорожному полотну. Наличие разрешения на грузоперевозку определяет, какой штраф за перегруз будет наложен на участников данной конкретной грузовой транспортировки. Из приведённых выше таблиц видно, что при оформлении документа транспортные компании сберегают существенные денежные средства на уплате штрафных сумм.

Наличие разрешения не связано с системой «Платон». Некоторые участники рынка грузоперевозок ошибочно считают, что получение документа освобождает их от уплаты этого дополнительного налога. Это не так. Взнос «Платону» придётся делать в любом случае.
Взвешивание для определения штрафа за перегруз грузового автомобиля
От правильности определения массы зависит правомерность назначения штрафных санкций. Именно поэтому введено в действие два механизма взвешивания автотранспортных средств – статический и динамический. При возникновении спорных ситуаций один способ дополняется другим, что позволяет достоверно установить факт перегруженности автомашины или, наоборот, подтвердить его отсутствие.

Для взвешивания транспорта оборудуются специальные пункты, на которых устанавливается весовое оборудование. Они могут быть не только стационарными, но и передвижными. Современная весовая платформа уже не является массивной конструкцией. Выпускаются облегчённые модификации, которые могут перевозиться едва ли не легковым транспортом и монтироваться практически в любом месте трассы.

Таким образом, сегодня совсем не обязательно для взвешивания автомобиля отклоняться от маршрута грузоперевозки. Выездной пост ГИБДД может установить факт перегруза прямо на дороге. Если водитель не согласен с результатами такой проверки, то во избежание штрафа за перегруз грузового автомобиля он вправе потребовать повторного взвешивания на стационарном пункте.

Очень важный аспект взвешивания заключается в погрешности определения массы автотранспортного средства. Законодательно установленное допустимое отклонение составляет 5% от измеренного веса машины. Кроме того, требованием к весовому оборудованию является наличие документа о его поверке в специализированной метрологической лаборатории.


Статическое и динамическое взвешивание

Статическое взвешивание предполагает определение массы неподвижно стоящего автомобиля. Это наиболее точный метод. При этом способе машина въезжает на весовую платформу и фиксируется на ней. Из полученной массы брутто вычитается собственный вес автотранспорта, определяемый по паспорту. Информация об измерениях записывается в память компьютера и используется в дальнейшем для определения размера штрафа за перегруз грузового автомобиля в 2017 году. Данные могут передаваться через интернет в единую систему учёта штрафных платежей для более эффективного контроля.

Динамическое взвешивание выполняется при движении автотранспортного средства по платформе, оснащённой специальными датчиками. Скорость движения не должна превышать 5 км/ч. Датчики последовательно фиксируют массу при прохождении каждой колёсной пары. Затем специализированное программное обеспечение по особой формуле вычисляет результирующую нагрузку на каждую ось. При расчётах учитывается тип транспорта, количество осей, вид колёс и прочие факторы.


Можно ли не платить штраф за перегруз?

Юридическая практика показывает, что оспорить в суде решение о взыскании практически невозможно. Однако такая вероятность остаётся всегда. Во всяком случае, законодательство не запрещает собственнику автотранспорта обжаловать штрафные санкции в судебном порядке. Поскольку штраф за перегруз грузового автомобиля в 2017 году представляет собой очень большую сумму, владельцу машины целесообразно хотя бы предпринять попытку отменить наказание.

Как и ранее, в 2017 году на предоставление соответствующим образом оформленных возражений отводится 10 дней. Основаниями для обжалования штрафа могут быть неправильности в оформлении протокола, а также неточности взвешивания. Юридически грамотное составление документа может помочь в разрешении этой ситуации.

Штрафы за перегруз грузовых автомобилей и оборудование системы Платон

В самом начале мы сказали, что штрафы за перегруз в 2017 году никоим образом не связаны с системой «Платон». Да, это так, но её оборудование вполне может использоваться для контрольных функций. На заседании Минтранса РФ, состоявшемся 27 февраля текущего года, было принято решение о создании к 2021 году на трассах федерального значения около 400 пунктов, где будет осуществляться автоматическое взвешивание большегрузов без их остановки. При этом с помощью камер «Платона» будет вестись фото- и видеосъёмка.


Такой механизм позволит организовать тотальный контроль фактов перегруженности автотранспортных средств. Власти рассчитывают таким образом обеспечить исполнение обязательств по уплате штрафов за перегруз грузового автомобиля. Остаётся надеяться, что намеченные меры окажутся результативными и повысят дисциплину игроков транспортного рынка, а если шире, то вообще всех участников дорожного движения. Как следствие, наши дороги станут более безопасными и комфортными для передвижения.

Перегруженные автомобили – главная проблема для местных властей каждого региона, ведь она приводит к порче асфальтового покрытия. В связи с частым разрушением дорог, обусловленных этим обстоятельством, власти начали активные действия и принялись бороться с недобросовестными автомобилистами, поднимая штрафы за перегруз грузового автомобиля. Поэтому многих автомобилистов интересует, какой штраф за перегруз применяется в настоящее время?

Перегруженный грузовик потенциально опасен. По статистике ГИБДД, такой транспорт несёт вред не только водителю, но и всем, кто движется сзади или рядом с ним.

Основной причиной аварий является перекрытие грузом обзора водителям ближайших машин, из-за чего водители не могут правильно оценить дорожную обстановку. А это уже чревато поломкой транспорта и травмами пассажиров. Помимо этого, у такого авто увеличивается тормозной путь, что пагубно сказывается на возможности своевременно осуществить экстренное торможение.

Перегруженность грузовика может привести к следующим последствиям:

  • износ транспорта;
  • занос грузовика;
  • повреждение одной из осей;
  • выпадение груза;
  • выезд грузовика на встречную полосу или опрокидывание.

Грузовик, в разы превысивший свою грузоподъёмность, особенно опасен на поворотах, мостах, перекрёстках, и на дороге после снега или дождя.

Из-за того, что в законе нет чётких указаний по поводу того, какой допускается перевес при езде на легковом транспорте, большинство перевозчиков без опаски перегружают своё авто. Автовладельцы недооценивают фактор опасности. Они не до конца понимают, что их действия могут стать причинами аварии, ведь легковой автомобиль оснащён более слабыми комплектующими по сравнению с грузовым транспортом, и может просто не выдержать нагрузки. От воздействия груза бампер авто проседает и может тереться об дорожное покрытие, создавая этим дополнительную возможность аварийной ситуации.

В легковом автомобиле при перегрузе страдает большая часть деталей транспорта – лонжероны, амортизаторы, подвеска, рамы. И если после первой поездки, комплектующие остались в относительной сохранности, то при многократной систематической нагрузке они могут выйти из строя в самое неподходящее время.

Например, такое может случиться на полном ходу во время очередного рейса. Поэтому, если водитель дорожит своим авто и не желает тратить деньги на серьёзный ремонт, ему стоит дважды подумать о том, действительно ли так необходимо перегружать свой транспорт.

Если водитель осведомлён о правилах, но ему все же необходимо перегрузить автомобиль – выход есть. Правилами допускается возможность поездки на перегруженном автотранспорте. Единственное условие - он должен передвигаться в первом ряду, не поднимая скорость выше 50 - 60 км/ч.

Опасность перегруза грузового автомобиля

Превышение веса легковушек или грузовиков довольно опасно. Последствия могут быть всевозможными – от разрушения асфальта до вероятности дорожно-транспортного происшествия.

Согласно ПДД, перегруженный автомобиль может стать причиной различных правонарушений:

  1. Уничтожение дорожного полотна.
  2. Массовые разрушения при проезде по мостам или возле старых строений.
  3. ДТП из-за очень длинного тормозного пути.

На длину тормозного пути во время движения транспорта влияет не только общий перегруз по весу, но и инерция самого груза. Она в разы увеличивает вероятность возникновения аварии. Особенно опасный период – во время и после дождя или в гололёд. При условии, что груз прикреплён на скорую руку или не закреплён вообще, автомобиль может перевернуться. В таких погодных условиях перегруженный авто несёт прямую опасность всем участникам дорожного движения.

Всю ответственность за перегруз транспортного средства несёт только водитель.

Максимальный вес для грузовиков составляет:

  • 6 тонн – если расстояние между передней и задней осью составляет 1м;
  • 7 тонн – если расстояние 1м 35см;
  • 8 тонн – если расстояние 1м 60см;
  • 10 тонн – если расстояние 2м.

Максимально установленная грузоподъёмность для легковых автомобилей:

  • 4,5 тонн – если расстояние между передней и задней осью менее 1м;
  • 5 тонн – если расстояние менее 1м 35см;
  • 5,5 тонн – если расстояние менее 1м 60см;
  • 6 тонн – если расстояние 2м.

Перегруз транспорта также называется «осевой нагрузкой». Это масса, которую передаёт автомобиль на дорогу через колёса обеих осей.

Массу транспорта рассчитывают исходя из суммы нагрузки на обе оси авто. Перегруз по осям обычно происходит из-за излишней нагрузки на любую из частей транспорта.

Чаще всего нагрузка падает именно на заднюю часть. Главная причина - расположение в этой части грузового отсека. На нагрузку передней части транспорта влияет кабина водителя и силовой агрегат.

Контрольные пункты (КП) для проверки веса транспорта расположены на главных транспортных участках трассы или при въезде на дороги, на которых запрещён проезд автомобилей с перегрузом. На КП производится контроль и проверка нагрузки на каждую отдельную ось транспорта. Для этого на специализированных весах сотрудники контрольного пункта проводят взвешивание.

Проверка веса автомобиля на КП проводится двумя способами - при проезде транспорта через весы, и при остановке на них. Остановка на весах выдаёт инспектору наиболее точные результаты проверки, а при проезде возможна погрешность в 2 - 4%.

В статье 12.21.1 ПДД указано, что разрешённая максимальная масса грузового автомобиля - это превышение веса автомобиля не более, чем на 5% от допустимого.

Результаты взвешивания в контрольном пункте необходимо сравнить с таблицей, в которой указан допустимый перегруз для каждой конкретной модели автотранспорта.

Чтобы водитель мог свободно перевозить крупногабаритный груз, ему необходимо получить разрешение от грузоотправителя или на интернет-сервисах, специализирующихся на грузоперевозках. Проезд на перегруженном автомобиле без такого разрешения может послужить причиной для выписки административного штрафа.

Участки трассы, неустойчивые к большой нагрузке, оборудуются знаком 3.12. Он означает ограничение веса проезжающих автомобилей. Если любая из осей машины загружена выше, указанной на запрещающем знаке нормы, то водитель обязан объехать данный участок дороги путём, на котором допустимая нагрузка выше той, которую имеет его авто.

При перевозке крупногабаритных грузов, стоит обратить внимание на пункт 23.4 ПДД, в котором указано следующее: «если перевозимый груз выступает от борта транспорта более, чем на метр сзади или на 40 сантиметров с любой боковой стороны, то днём он должен обозначаться специальным знаком «крупногабаритный груз». Ночью же, необходимо установить светоотражатели белого цвета спереди, а заднюю часть оборудовать красными светоотражателями».

Грузоперевозка тяжёлых грузов возможна лишь при наличии у водителя специального разрешения, полученного в органах, специализирующихся на данном роде деятельности. Такой документ будет активен на одну поездку или на определённый срок.

Иногда, при помощи него удаётся избежать штрафа, но за следующие проступки вас все же могут оштрафовать:

  1. Собственноручное изменение маршрута путевого листа.
  2. Проезд по обочине.
  3. Превышение скоростного лимита.
  4. Движение при низкой видимости (до 100 метров).
  5. Остановка в запрещённых местах.
  6. Езда при зафиксированной поломке грузовика.

При перевозке крупногабаритных грузов, стоит обратить внимание на пункт 23.4 ПДД, в котором указано следующее: «Если перевозимый груз выступает от борта транспорта более, чем на метр сзади или на 40 сантиметров с любой боковой стороны, то днём он должен обозначаться специальным знаком «крупногабаритный груз». Ночью же необходимо установить светоотражатели белого цвета спереди, а заднюю часть оборудовать красными светоотражателями».

Наказание за перегруз грузового автомобиля

Если водитель проигнорировал дорожный знак 3.12 и проехал по запрещённому участку, на него за перегруз будет наложен штраф, который устанавливается частью 5 статьи 12.21.1 КоАП. Размер наказания за проезд перегруженного транспорта по такому участку составляет от 2 до 3 тысяч рублей, в зависимости от размера перегруза.

Часть 3 статьи 12.21.1 того же кодекса регулирует размер штрафа за езду с перегруженной осью автомобиля:

  • 1 - 2 тысячи рублей для обычных граждан;
  • 10 - 15 тысяч для сотрудников госучреждений;
  • 250 - 400 тысяч рублей для юридических лиц.

Если водитель в документации предоставил ложные данные о весе перевозимого груза, при этом нарушив правила перевозки тяжёлых грузов, то он может получить штраф размером в 5 тысяч рублей. Если правила были нарушены юридическим лицом, то размер штрафа может составлять от 250 до 400 тысяч рублей.

За большое превышение допустимого веса транспорта автомобиль может быть отправлен на штрафстоянку для исключения повторной поездки с перегрузом. Транспортное средство будет удерживаться там до момента уплаты штрафа.

Также, за каждого пассажира, не пристёгнутого ремнём безопасности, инспектор может выписать водителю штраф в размере 1000 рублей. Но, если вы нарушите закон впервые, а при этом вам попадётся добросовестный гаишник, то можно отделаться лишь предупреждением.

Можно ли оспорить штраф

Как и любое другое решение правоохранительных органов, штраф за перегрузку можно оспорить в судебном порядке. Но такое решение поможет водителю лишь в случае его полной невиновности.

Как доказательства отсутствия вины, водитель может предоставить аргументы:

  1. Документ, в котором указан вес транспорта после погрузки и при отправке в дорогу (при этом важно, чтобы указанные цифры не превышали допустимую весовую норму).
  2. Видео или фотоматериалы с доказательствами неисправности весов на контрольном пункте (можно также прикрепить показания свидетелей).
  3. Зафиксированное нарушение при составлении протокола. Протокол должен быть оформлен в двух экземплярах, и в соответствии с установленным регламентом. Все данные, указанные в документе, должны быть чёткими и легко читаемыми. Все претензии к составлению протокола водитель должен указать перед подписанием.
  4. Отклонение от Устава либо превышение полномочий со стороны представителя ГИБДД.

Если инспектор начинает выписывать вам штраф или составлять протокол до проведения взвешивания – он действует, нарушая соответствующий регламент. Такие действия могут послужить причиной для подачи в суд заявления об оспаривании его решения.

Стремясь получить максимальную прибыль от каждого рейса, владельцы грузовых ТС часто допускают их перегруз. Машина, загруженная «под завязку», становится источником повышенной опасности во время движения и негативно влияет на дорожное покрытие. В связи с этим власти серьёзно подходят к контролю движения тяжеловесных машин по дорогам, и нарушителей ждёт штраф за перегруз грузового автомобиля.

Транспортировка крупных грузов по автотрассам РФ производится в соответствии с профильной нормативно-правовой базой. Основным законом в данном направлении является ФЗ № 257 от 2007 года, согласно которому на движение по дорогам грузовика, превышающего допустимую массу более чем на 2,5% возможно при условии получения спецразрешения.

Согласно законодательству, в случае превышения допустимой нагрузки на ось ТС при передвижении по автотрассам перевозчик должен согласовать данный момент с контролирующими органами. Согласуется маршрут движения автомобиля и размер возмещения наносимого дорожному покрытию вреда.

Критерии определения перегруза автомобиля

Предельно допустимая нагрузка на дорожное покрытие устанавливается Правительством РФ на федеральном и местном законодательном уровне, а также собственниками некоторых участков трассы. Контролю подлежат общая масса и нагрузка на ось автомобиля. Последний показатель указывает массу давления колёс оси на дорожное полотно.

Предельно допустимые нагрузки установлены в вышеназванном Постановлении и зависят от категории транспорта:

  • для двухосных одиночных – 18 тонн;
  • для трёхосных одиночных – 25 тонн (28 тонн для прицепных);
  • для четырёхосных одиночных – 32 тонны (36 тонн для прицепных);
  • для пятиосных одиночных – 35 тонн(40 тонн для прицепных);
  • для шестиосных и выше прицепных – 44 тонны.

Перегрузом считается превышение данных показателей. Кроме массы при расчёте перегруза производится оценка показателя нагрузки на колёсные оси. Указанную нагрузку рассчитывают по определённой формуле, учитывающей количество осей, типа колёс и массы самого ТС. Данные расчёты автоматизированы и произвести их можно при помощи онлайн-калькуляторов.

Инспектор ГИБДД, выявивший нарушение, составляет протокол. Основным, но не единственным критерием для определения размера штрафа, является степень перегруженности в процентах по отношению к данным значениям.

Способы контроля веса ТС

Контроль соблюдения разрешённой массы груза производится при помощи специальных пунктов с установленным на них весовым оборудованием. Контрольные весовые пункты расположены на основных трассах, по которым производится перемещение крупнотонажных грузов.


Весовой контроль производится в двух режимах:

  • Динамический. Осуществляется во время проезда ТС со скоростью 5 километров в час по весовой платформе, оснащённой специальными датчиками. Во время движения датчики последовательно фиксируют показатели нагрузки на каждую ось. Погрешность динамического измерения в среднем составляет 3-4%.
  • Статический. Более точный способ измерения, осуществляемый после въезда ТС на платформу. Данный способ измеряет массу автомобиля и нагрузку на оси.

Существуют также мобильные весовые платформы, с помощью которых инспектора ГИБДД могут установить факт перегруза на любом участке дороги. И отклоняться от маршрута водителю не придётся.

Важный момент контроля перегруза – допустимая погрешность при взвешивании ТС. Законом установлена предельная величина в 5 %. Если оборудование допускает большие погрешности или не имеет документов о поверке в метрологической лаборатории, выписанный инспектором штраф можно оспорить.

Размер штрафов за перегруженный автомобиль

Вопросы назначения наказаний за движение перегруженного автомобиля по автотрассам регулируются статьёй КОАП 12.21.1. Штрафы назначаются за превышение суммарной массы автомобиля и груза, определяемой выданным разрешением на перевозку и специальными знаками, установленными на конкретной трассе.

Функции контроля и назначения наказаний возложены на инспекторов ГИБДД. Сумма зависит от того, кому выписывают штраф , поскольку за данное нарушение предполагается наказание для водителя, владельца ТС и организации, которая осуществляет погрузку.

Размеры штрафов в 2018 году следующие:

  • Перевозка крупногабаритного груза без наличия специального разрешения, отклонение от заданного в разрешении маршрута – для водителя 2000-2500 рублей либо лишение прав на полгода, для должностных лиц – 15000-20000 рублей, для юридических лиц – 400000-500000 рублей.
  • Перегруз в размере менее 10% штрафуется суммой от 1 до 1,5 тысяч рублей для физических лиц, от 100 до 150 тысяч рублей для юридических лиц.
  • Перегруз от 10 до 20% предусматривает штраф для физических лиц – 3-3,5 тысячи рублей, для должностных лиц– 20-25 тысяч рублей, для юридических лиц – 200-250 тысяч рублей.
  • Превышение максимального порога массы груза от 20 до 50% штрафуется в размере 4-5 тысяч рублей для физических лиц, 30-40 тысяч рублей для отвечающих за перевозку лиц, 300-400 тысяч рублей для физических лиц.
  • Перегруз от 50% и выше будет стоить 7-10 тысяч рублей либо лишение прав на 4-6 месяцев для физических лиц, 40-50 тысяч рублей для лиц, отвечающих за перевозку, 400-500 тысяч рублей для юридических лиц.
  • Для ИП или организаций, осуществляющих погрузку, предусмотрен штраф в размере от 80 до 400 тысяч рублей, в зависимости от процента перегруза.

Важно. При отсутствии разрешения на перевозку груза в дополнение к штрафам ТС отгоняется на штрафстоянку. Дальнейшее движение по автотрассе в данной ситуации невозможно.

Некоторые нюансы назначение наказания за перегруз

Власти РФ пристально следят за организацией перевозки крупных грузов по дорогам, однако система далека от совершенства. Система контроля устраивает ГИБДД и перевозчиков, но зачастую крайними в ситуации с перегрузом остаются водители. Именно они рискуют потерять права и получить солидный штраф, при этом, даже не догадываясь о реальном весе груза.

Специфика дел о перегрузе такова, что водителям трудно разобраться во всех нюансах назначения штрафов. Судебная практика показывает, что водители часто становятся жертвами недобросовестных работодателей. Поэтому при назначении штрафа рекомендуется разобраться во всех нюансах с помощью опытного адвоката и по возможности оспорить наказание.

Специальное разрешение на перевозку грузов

Для осуществления транспортировки крупных грузов по автотрассам страны владельцы ТС обязаны получать специальное разрешение. Документ выдаётся федеральными, региональными и местными властями субъектов РФ.

Разрешение выдаётся на 1-10 перевозок. В документе указывается маршрут следования автомобиля, характер груза, сроки транспортировки. Максимальный срок действия документа – 3 месяца.

Заявление о выдаче разрешения подаётся в одну из следующих организаций, в зависимости от маршрута движения:

  • Росавтодор – для проходящих через несколько регионов маршрутов.
  • Минтранс конкретного субъекта федерации – для передвижения по автотрассам муниципального и местного значения.
  • Муниципалитет – для маршрутов в пределах города, района или населённого пункта.
  • Собственнику участка дороги.

Разрешение является платным. Цена его устанавливается властями субъекта РФ. Средства, полученные от выдачи разрешений, используются на восстановление покрытия автодорог, разрушенного крупнотонажным транспортом. Размер оплаты разрешения складывается из установленной собственниками дороги платы и госпошлины.

Документ оформляется в сроки от 11 до 15 дней. За это время маршрут согласуется с собственниками дорог, которые оценивают предполагаемый ущерб, и сотрудниками ГИБДД, контролирующими движение транспорта по данному участку дороги.

С целью сохранения качества автодорог, государство постоянно ужесточает контроль над перемещением по ним крупнотонажных грузов. Количество контрольных весовых пунктов постоянно увеличивается, поэтому недобросовестные перевозчики рискуют получить штраф за перегруз грузового автомобиля в случае несоблюдения правил перевозки.

На видео подробно рассказывается о том, какой штраф предусмотрен за перегруз грузового автомобиля.

Количество большегрузного транспорта на трассах все время увеличивается, что неминуемо приводит к быстрому разрушению дорожного покрытия. Особый ущерб дорожному полотну наносит чрезмерно загруженный транспорт. По статистике, около 30% грузовых автомобилей движется по дорогам России с перегрузом. В связи с этим Министерство Транспорта постоянно ужесточает штрафные санкции, связанные с превышением допустимой нагрузки.

В чем опасность перегруза?

Перегруз – очень распространенное нарушение, ведь любой поставщик желает извлечь максимальную выгоду из каждой перевозки, а для дальнобойщиков оплата за рейс напрямую зависит от объема доставленного товара. Однако перегруз – это не только причина износа дорог, но и угроза для безопасности движения.

Последствия перегруза:

  • быстрый износ частей грузового автомобиля;
  • разрушение дорожного покрытия, образование колеи;
  • вероятность обвала конструкций с ограниченной нагрузкой;
  • рост аварийности на дорогах.

Тормозной путь перегруженного транспорта из-за действия инерции увеличивается в разы, а плохо закрепленный тяжелый груз повышает риск заноса, особенно на мокрой или обледенелой дороге. Все это довольно часто приводит к серьезным ДПТ с несколькими участниками. В связи с этим за превышение допустимой нагрузки предусмотрена административная ответственность. В соответствии с рисками штрафы за перегруз грузовых автомобилей всегда достаточно высокие.

Как определяется перегруз?

Любая автомобильная дорога строится по государственном стандарту, который предусматривает максимальную нагрузку. Пределы допустимой нагрузки для разных видов транспорта прописаны в ПДД. Для автоматизированного весового контроля используются 2 показателя: общая допустимая масса и разрешенная нагрузка для передней и задней оси.

Максимально допустимый вес груза зависит от расстояния между осями. Для категории А его величина составляет от 6 до 10 тонн на ось. Для группы В – от 4,5 до 6 тонн. Чтобы определить размер нагрузки, на контрольных пунктах используются специальные платформы. На них производится взвешивание каждой оси автомобиля. Затем полученные показатели сопоставляют с весом, обозначенным в сопроводительных документах.

В ПДД также предусмотрена погрешность в перегрузе транспорта, которая составляет не более 5% от общей массы. Если обнаруживается перевес, превышающий это значение, инспектор ГИБДД имеет все основания составлять протокол. Иногда возникают спорные ситуации, и для их разрешения водителю необходимо проехать на стационарный пункт взвешивания.

Штрафы за перегруз

Обнаружение перегруза при взвешивании влечет за собой денежное взыскание или . Стоит отметить, что с некоторых пор ответственность несет не только перевозчик, но и владелец груза. В 2016 году штрафы за перегруз грузового автомобиля для водителя составят 1500–2000 рублей, для должностного лица – до 15000 рублей, для юридического лица – до 400000 рублей.

Точная сумма денежного взыскания зависит и от величины перевеса. Максимальный штраф предусмотрен для перегруза более 50%. А за превышение допустимой нагрузки на 20% и более водитель рискует не только заплатить штраф, но и лишиться прав на срок от 2 до 6 месяцев. За существенное превышение нормы автомобиль могут даже отправить на штрафстоянку до уплаты штрафа.

Для случаев мошенничества, когда водитель намеренно предоставляет сопроводительные документы с некорректно указанной массой груза, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей. Водители далеко не всегда знают о совершаемом нарушении, поскольку в чаще просто получают накладные с заниженными данными. Для должностных лиц и организаций размер штрафа будет тот же, что и за перегруз.

Чтобы перевозить крупногабаритные грузы, необходимо получить специальное разрешение. При отсутствии этого документа или при отклонении от обозначенного в нем маршрута придется заплатить от 2000 до 500000 рублей.

Также следует помнить, что для перевозки крупногабаритного груза существуют определенные правила. К примеру, его нужно обозначать специальными знаками, а в ночные часы – дополнительными красными светоотражателями. За перевозку груза, габариты которого не соответствуют указанным в спецразрешении, будет выписан штраф от 1500 до 400000 рублей.

При подъезде к мостам и временным сооружениям можно увидеть знаки 3.11 и 3.12. Они запрещают проезд по указанным участкам дороги для автомобилей с перегрузом. За нарушение предупреждения водитель обязан выплатить штраф в размере 2000-2500 рублей.

Что касается перегруза легковых автомобилей, то ПДД не содержат никаких ограничений на этот счет. Не считая допустимого количества пассажиров и нагрузки легкого прицепа. За «лишнего» пассажира в можно получить штраф в 1000 рублей, за перегруз прицепа – 500 рублей.