Как проверить стартер: подробная инструкция. Как проверить стартер от аккумулятора, не снимая с машины Проверить редукторный стартер

О роли стартера в автомобиле сказано немало, поэтому нет никакой необходимости повторять прописные истины. Стартер он, как говорится, и в "Африке" стартер, с него начинается работа двигателя. Если он не работает, тогда два варианта: либо пытаться завести авто "с толкача", либо искать причину, по которой стартер не хочет работать.

Сегодня поговорим о том как проверить стартер ВАЗ 2109 в домашних условиях.

Самым простым способом проверки работоспособности стартера является - замыкание. Чтобы проверить работает ли стартер замкните чем-нибудь металлическим (отвертка или ключ) две большие клеммы, расположенные на стартере. На рабочем стартере после замыкания клемм будет заметно искрение, если искры есть, а стартер не работает тогда сделайте следующее:

  1. Первое, что приходит в голову при данных симптомах - окисление клемм аккумулятора (АКБ), убедитесь, что они в нормальном состоянии, если это не так, произведите их очистку при помощи ножа, или отвертки, или наждачной бумаги.
  2. Замените реле стартера, нередко проблема кроется в нем.
  3. Прозвоните тестером провод, который идет с реле стартера, его часто вовсе не видно, т. к. клемма этого провода расположена в нижней части стартера.

Если стартер крутит при замыкании клемм, но очень слабо, то есть несколько предположений:

  1. Это может быть и слабая АКБ, если это так - . После получаса зарядки попробуйте снова запустить мотор.
  2. Еще один способ как проверить стартер - проверка контакта в цепи питания стартера. Проверьте целостность, проводов идущих к стартеру.

Если во время поворота ключа зажигания слышны характерные щелчки, это может означать следующее:

  1. Опять-таки возможно разрядилась .
  2. Плохой контакт проводов, которые идут к стартеру. Проверьте все соединения, в случае необходимости затяните гайки соединений и укрепите слабые контакты.
  3. Если ничего из вышеперечисленного не помогло - вероятнее всего из строя вышло втягивающее реле.

Кроме всего прочего, нельзя исключать , который также может быть причиной того, что мотор не запускается.

Чтобы исключить такую вероятность произведите зачистку контактов идущих к замку. Отсоединяйте по очереди, так вы ничего не перепутаете.

Как правило, данных способов вполне достаточно для того чтобы проверить стартер ВАЗ 2109 и понять в чем проблема. Если все ваши тесты не дали никаких результатов - обратитесь к специалистам или произведите .

Теперь вы знаете как самостоятельно проверить стартер ВАЗ 2109, спасибо за внимание. Возможно потребуется ремонт стартера, как это сделать написано .

Рекомендуем видео как проверить стартер ВАЗ 2109 и произвести ремонт

 

Автомобильный стартер по своим размерам не может составить конкуренцию мотору или , или хотя бы , однако не будь этого миниатюрного устройства в современном авто, все вышеперечисленные узлы были бы не более чем набором бесполезных агрегатов.Именно стартер выполняет пуск, старт двигателя, отсюда и название - стартер. Неисправности стартера ведут к неминуемым сложностям с запуском мотора, а порою и вовсе не позволяют сделать этого. Сегодня в рубрике " " я расскажу о стартере, о его неисправностях, причинах возникновения, а также способах диагностики этих самых неисправностей.

Что такое стартер я уже в двух словах рассказал, думаю, это устройство знакомо всем и нет смысла давать полное "книжное" определение этого узла. Вместо этого предлагаю поговорить о поломках стартера.

Неисправности стартера можно условно разделить на несколько категорий:

Механические . К этой категории следует отнести неисправности, вызванные критическим износом, а также поломки, связанные с повреждениями, нанесенными в результате ударов или других повреждений, причиненных механическим путем.

Электрические . К этой категории можно отнести нарушения в электросети, неполадки в подаче электропитания и т. д.

Признаки неисправности стартера:

  1. Стартер не крутит;
  2. Стартер крутит, но коленвал не вращается;
  3. Стартер щелкает, но не крутит;
  4. Стартер крутит очень слабо и мотор не может запуститься;
  5. Стартер крутит после того как мотор запущен.

Что проверять?

  • Проверить работу стартера в целом;
  • Проверить втягивающее реле;
  • Проверить якорь и щетки стартера;
  • Выполнить диагностику бендикса стартера.

Чтобы проверить стартер в целом необходимо его снять. Затем, используя , подключаем к стартеру провода, как показано на фото. Если во время проверки стартер заработал и начал вращение, то можно сделать вывод, что причина не в нем и что стартер рабочий. Если же нет, продолжаем диагностику.

Проверка втягивающего реле

Подключаем одну "плюсовую" клемму к реле на корпусе стартера, а "минусовую" клемму цепляем на корпус стартера. После того как вы подадите ток на клеммы, рабочее втягивающее реле тут же выдвинет шестеренку наружу с характерным щелчком.

Проверяем якорь и щетки

Если предыдущие тесты не дали положительных результатов, следует продолжить проверку, следующие на очереди - щетки и якорь. Подаем напряжение 12 Вольт непосредственно на стартер, в обход втягивающего реле. Таким образом можно будет точно диагностировать неисправность обмотки якоря или щеток. Проверить щетки можно также при помощи мультиметра или обычной 12-вольтовой лампочкой. Подключаем провода к щеткодержателю и массе, если лампочка горит – щетки неисправны и подлежат замене.

Проверяем бендикс

Проверка бендикса также не требует особых навыков или инструмента. Берем бендикс и аккуратно закрепляем в тисках, и пробуем повернуть его, если муфта стартера поворачиваться только в одну сторону - бендикс исправен. Если же вращается в обе стороны, скорее всего, муфта неисправна.

Возможны ситуации, когда бендикс имеет серьезный износ, а его зубья слизаны или выкрошены, в таком случае бендикс просто не может войти в зацеп с маховиком. Выход один - замена бендикса стартера.

Стартер щелкает, но не крутит двигатель

Если во время попытки вы слышите отчетливые щелчки втягивающего реле, но мотор при этом не крутится, либо это происходит очень медленно и с трудом, то причина может быть следующая:

  1. Ротор цепляет "плюс" статора;
  2. Клинит втулка или вал двигателя;
  3. Имеется короткое замыкание обмотки (ротора или статора).

Если стартер вообще не крутит убедитесь, что:

  • Отсутствует обрыв или замыкание удерживающей обмотки, для этого используем мультиметр;
  • Провода питания стартера целые.

При возникновении первых признаков неисправности стартера, тут же принимайте меры, любое промедление в итоге обернется против вас. В один "прекрасный" день, когда вы попытаетесь завести свой автомобиль, у вас просто ничего не получится и по "закону подлости" это произойдет именно тогда, когда вам ну оооочень нужен будет срочно автомобиль. Как только вы заподозрите, что стартер "барахлит" - проверьте его работоспособность и при необходимости замените его либо сами, либо обратитесь за помощью на СТО.

Стартер - это один из основных узлов любого автомобиля. Без него запустить автомобиль достаточно сложно. В целом это надежные устройства, однако нередки ситуации, когда после поворота ключа в замке зажигания стартер никак не реагирует. А ведь вчера двигатель заводился буквально через несколько секунд. Если эта ситуация застала вас в дороге, можно оперативно узнать, как проверить стартер.

Чтобы лучше понимать, что же случилось со стартером, следует разобраться в том, какие неисправности с ним могут случиться. Они могут быть механическими или же электрическими. К механическим поломкам относят те, которые случаются в результате износа или же деформации какого-либо из узлов. Среди причин - ошибки в процессе использования, отсутствие обслуживания, проблемы в электрической части.

Электрические неисправности связаны с проблемами в подаче напряжения к агрегату. В этом случае диагностика сводится к проверке отсутствия межвитковых замыканий, осмотру контактных групп и рабочих поверхностей в поисках возможных подгораний.

Признаки неисправности

Стартер редко ломается внезапно. О том, что есть проблемы с механической частью, сообщат различные посторонние звуки, несвоевременное срабатывание агрегата, посторонние запахи. Можно выделить несколько основных признаков, которые наиболее часто встречаются. Зная эти признаки, а также зная, как проверить стартер на работоспособность, можно быстро решить проблемы с ним.

Стартер крутит не постоянно

Но при этом электрический мотор узла вращается постоянно. В процессе пропусков можно слышать характерный треск и скрежет металла об металл. Среди возможных неисправностей можно выделить износ вилки, поломку демпферной пружины, износ шестеренки.

Что касается более точной диагностики, то агрегат нужно снимать. Зная этот симптом и другие, а также зная, как проверить стартер ВАЗа, можно быстро и легко починить устройство.

Стартер вращается, но двигатель не крутит

При этом не слышно никаких посторонних звуков. Чаще всего эти поломки связаны с вышедшей из строя вилкой. Точно узнать можно только после демонтажа и разборки стартера. Вилка имеет низкую цену, а заменить ее смогут даже начинающие автолюбители.

Двигатель заводится с металлическим скрежетом

В этом случае нужно тут же заглушить мотор.

Скорее всего, эти звуки вызываются залипшим втягивающим реле, заклинившей вилкой или шестеренкой. Более точно определить, что же случилось, можно после демонтажа и дефектовки.

Периодически срабатывает, но может и не работать

В данном случае помогает удар по механизму небольшим металлическим предметом - ударить нужно в заднюю часть корпуса. Если мотор заведется, то нужна замена щеток в стартере.

Стартер щелкает, но не крутит

В большинстве случаев причина в низком заряде аккумулятора. Напряжения батареи хватает только для того, чтобы сработало реле, однако контрактная пластина не замыкает пятаки, напряжение на мотор стартера не подается. Если с аккумулятором все в порядке, то возможно, есть подгорание пятаков или нет напряжения на силовом проводе.

Стартер вращается медленно при заряженном АКБ

Данная неисправность связана с износом втулки, с загрязнениями внутри электромотора стартера. Определить, что именно случилось, можно только после демонтажа и дефектовки.

Способ проверки реле

Если машина не заводится, то причины могут быть также и в поломке стартера. Если устройство исправно, то отверткой замыкают контакты втягивающего реле и стартер сработает. Если на исправном стартере в момент замыкания ничего не произошло, то необходимо проверять реле. Давайте посмотрим, как проверить втягивающее реле стартера.

Первое, что необходимо, — это демонтировать стартер. Далее вывод реле соединяют с плюсом аккумулятора. Корпус подключают к минусу. При исправном реле выдвинется шестеренка и будет слышен щелчок. Если же щелчка нет, то реле неисправно.

Среди причин выхода реле из строя можно выделить подгорание контактов, заклинивший по причине коррозии или грязи якорь, перегоревшие обмотки.

А вот как проверить втягивающее реле стартера без снятия? С помощью любимого всеми автомобилистами способа с отверткой. Ей замыкают контакты на корпусе стартера - должен прозвучать характерный щелчок. Если слышен щелчок и видно, как выдвинулась шестеренка, то стартер исправен.

Якорь стартера

Данный элемент представляет собой вал, сердечник. В его пазах находится коллектор, а также обмотка. Якорь периодически выходит из строя по причине замыканий в обмотке. Данная ситуация возникает при перегревах, когда узел работает от нового аккумулятора. В течение десяти секунд сила тока снижается, а стартер в этот момент перегревается, из-за чего и расплавляется обмотка. Определить, что в неполадках виновен именно якорь, можно только при осмотре.

Диагностика

Вот как проверить стартер, если есть подозрения на неработающий якорь. Подозревать это можно тогда, когда АКБ заряжена, а мотор стартера не крутится или крутится лишь немного. Якорь проверяют только в демонтированном виде.

Проверка заключается в следующем - мультиметром измеряют сопротивление между корпусом и обмотками якоря. Сопротивление должно быть в пределах нескольких мОм. Если сопротивление от 0 до нескольких Ом, то якорь неисправен.

А вот как проверить стартер в домашних условиях с помощью обычной лампочки. Лампу включают в разрыв через обмотку якоря и на массу. Лампа не должна загораться. Если она загорелась, это говорит о пробое щеток.

Вот еще один способ проверки. Нужно подключить ток с АКБ на стартер, но в обход втягивающего реле. Если электромотор работает, то проблем нет. Если нет, то проблемы либо с самим якорем, либо со щетками.

Проверяем якорь мультиметром

Чаще всего автовладелец не имеет в своем распоряжении дефектоскопа и контрольной лампы. Многие знают, как проверить стартер при помощи АКБ и мультиметра. Но этого вполне достаточно. Щетки, а также обмотки проверяются способом, описанным выше. А вот обмотки втягивающего реле проверяют в режиме измерения сопротивления - показатели должны быть небольшие.

Итак, стартер разбирают и меряют сопротивление между щетками и пластиной, корпусом и обмоткой стартера, пластинами коллектора и сердечником якоря, между корпусом и обмоткой на статоре. Также измеряют сопротивление между контактом отключения зажигания и постоянным +12 В - он есть на болте шунта подключения обмоток возбуждения. Если все исправно, то сопротивление будет не более 1-1,5 Ом.

Вот как проверить стартер мультиметром - проверяют сопротивление межу выводом зажигания и корпусом реле. Проверяют удерживающую обмотку втягивающего реле. Сопротивление должно составить 2-2,5 Ом.

Бендикс

Проверить бендикс достаточно просто, но агрегат нужно снять. В тисках аккуратно зажимают корпус обгонной муфты и пробуют крутить его в одну или другую сторону. Бендикс не должен вращаться. Если он все-таки вращается, то неисправна обгонная муфта.

Также бендикс может не сцепляться с маховиком, и стартер будет просто вращаться. Нередко бендикс может залечь или его зубья сточились. Оценить состояние зубьев можно визуально, а если механизм залег, то придется все разбирать и чистить.

Последовательность проверок

Если устройство не подает признаков жизни, то вот как проверить стартер на работоспособность.

Первым делом при помощи мультиметра измеряют напряжение АКБ. Нужно не менее 12 В, чтобы двигатель нормально запустился. Далее проверяют качество “массы”. проверяют массу на кузове авто и на корпусе двигателя, а также на стартере.

Если двигатель не запускается, можно провести еще и компьютерную диагностику - нередко стартер блокирует иммобилайзер. Неисправности АКПП также могут приводить к тому, что стартер будет молчать.

Далее проверяют контакты замка зажигания. Если есть неисправности в контактной группе, то напряжение не будет подаваться на втягивающее реле. Как проверить реле стартера, мы уже рассматривали, поэтому стоит также проверить и замок.

Демонтаж и диагностика

Первым делом нужно отсоединить минусовую клемму АКБ. Далее отсоединяют плюс батареи. Затем выкручивают крепления стартера и снимают его с кронштейнов. Вот как проверить снятый стартер.

Минус АКБ соединяют с корпусом, а плюс с болтом на втягивающем реле. Электромотор должен запуститься. Если не вращается, то неисправны щетки либо коллектор. Затем проверяют реле, пятаки и вилки. Минус АКБ соединяют с болтом реле, а плюс - с управляющим выводом. Должен быть щелчок. Вилка должна привести в движение бендикс. Электромотор должен вращаться.

Далее проверяют вал мотора на биение. Для этого его перемещают поперечно. Даже малейший зазор между валом и втулкой может привести к механическому контакту якоря и статора. Для того чтобы увидеть износ щеток, нужно полностью разобрать механизм. Для большинства моделей это не так трудно. Когда стартер разобран, проверяют износ вилки, износ бендикса, обмотку втягивающего реле.

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные методы диагностики данного элемента. Зная, как проверить стартер на ВАЗе, можно исправить любой дефект и неисправность. Качественно выполненный ремонт продлит жизнь этому механизму на долгие годы. Сколько проработает узел в итоге, зависит от качества запасных частей, а также от эксплуатации. Часто стартер выходит из строя по причине нарушения правил использования. Любой пуск двигателя не должен превышать десяти секунд. Если при работе появляется непонятный звук, а также наблюдается беспричинный сбой, лучше сразу выявить и найти корень проблемы. Необходимо постоянно контролировать контакты на втягивающем реле стартера автомобиля.

Как проверить стартер на работоспособность?.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался - болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться - стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе - не подходи, убьёт; шоколадка в кармане - прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Ситуация, знакомая многим: вы поворачиваете ключ в замке зажигания, «а в ответ тишина» или непонятный скрежет. Если приборы загораются, все энергопотребители работают нормально, то дело, скорее всего в стартере: устройстве, обеспечивающим запуск двигателя. Выход из строя описываемого изделия приводит к невозможности дальнейшего перемещения авто. Как проверить стартер, какие способы для этого существуют и где это можно сделать – в автосервисе, гараже? И главное, – как? Об этом далее.

Устройство стартера

Есть два типа этих изделий: с редуктором и без. Далее речь пойдет о втором, наиболее распространенном варианте. Это двигатель постоянного тока с параллельным возбуждением, работающий от аккумулятора автомобиля. Чтобы понять причину отказа описываемого устройства, стоит понять в общих чертах о работе его основных элементов.

Втягивающее реле

Этот цилиндрик, прикрепленный к стартеру, выполняет двоякую функцию: коммутирует силовые контакты (так называемые «пятаки», которые могут иметь и прямоугольную или квадратную форму) и обеспечивает зацепление шестерни стартера, расположенной на обгонной муфте, с венцом маховика двигателя. Когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, раздается щелчок, говорящий о том, что тяговое реле вступило в работу.


Другие электрические части

Это ротор (крутящийся вал) и статор (неподвижная часть). Оба элемента имеют обмотки, которые при поступлении на них напряжения и обеспечивают вращение вала стартера. Подвод напряжения к ротору осуществляется через графитовые щетки.


Втулки

Эти два небольших элемента (подшипники скольжения) обеспечивают необходимый зазор между ротором и статором. Нарушение величины промежутка приводит к снижению эффективности работы пускового изделия, а то и вовсе к прекращению его функционирования. Стоит отметить, что в стартер могут вместо втулок устанавливаться и подшипники качения, что ведет к удорожанию устройства и одновременно повышению его надежности, долговечности.


Бендикс (обгонная муфта)

Любопытно, что название этой детали является фамилией ее изобретателя. Речь идет о роликовом механизме, в составе которого есть шестерня зацепления. Благодаря ей крутящий момент передается на венец маховика. Бендикс обеспечивает его расцепление с приводной шестеренкой после пуска двигателя, что и гарантирует сохранность пускового устройства.


Как проверить стартер на работоспособность, не снимая с машины

Сначала проверьте степень заряженности аккумулятора: частые щелчки при повороте ключа зажигания чаще всего говорят о разряде АКБ. Потом разыщите стартер в подкапотных «дебрях» и найдите толстый провод в изолирующей оплетке, прикрученный к втягивающему реле. Второй конец кабеля подсоединяется непосредственно к плюсовой клемме аккумулятора (желательно его заранее подзарядить). Далее следует:

  • понадобится тестер, который нужно перевести в режим измерения напряжения;
  • минусовый щуп прибора приставьте к любой металлической части кузова или двигателя, не покрытой краской;
  • плюсом коснитесь контакта с толстым проводом на стартере;
  • попросите помощника включить зажигание;
  • прибор должен показать не менее 12 В.

Если тестер показывает «0», проверьте целостность предохранителя и толстого провода. Также стоит убедиться в надежность его присоединения к плюсовой клемме аккумулятора и втягивающему реле (подкрутите гайки, зачистите контакты). Если на приборе напряжение менее 12 вольт (при условии полной заряженности аккумулятора), то для определения состояния стартера его придется демонтировать и проверять дальше.

Как проверить втягивающее реле без снятия стартера

Если напряжение в норме, а стартер все равно «бастует», стоит перейти к дальнейшим действиям:

  • приготовьте отвертку с длинным жалом и толстой пластиковой ручкой;
  • проверьте зажигание: оно должно быть отключено;
  • замкните отверткой пару контактов тягового реле, чтобы пустить току напрямую к обмоткам стартера.

Если коленвал двигателя начал вращаться, то «виновато» втягивающее реле.

Стоит заметить: таким способом можно завести машину в «полевых» условиях, если зажигание будет включено. Но нужно быть осторожным, чтобы отвертка не коснулась металлических частей двигателя или кузова (особенно в момент пуска): иначе произойдет короткое замыкание.

Как проверять стартер с демонтажем

Снятие стартера при наличии соответствующего опыта обычно не составляет сложностей. Последовательность операций:

  • отключите обе клеммы от аккумулятора;
  • отсоедините от втягивающего реле два провода: толстый и тот, что идет от замка зажигания;
  • открутите болты крепления стартера (обычно их 3);
  • извлеките устройство через подкапотное пространство или опустите вниз (как это удобнее, в зависимости от марки авто).


Как прозвонить щеточный узел

Дальнейшие действия потребуют частичной разборки стартера. Обычно этот узел обычно находится в задней части устройства (достаточно снять защитный ободок или крышку). Сначала взгляните на выступающую часть щеток (если это возможно) и определите их длину: она должна быть не менее 12 мм (для разных моделей стартеров величина может быть иной). Также проверьте свободность перемещения элементов в их держателях: заеданий быть не должно: в противном случае попробуйте подточить щетки надфилем. Далее понадобится тестер или хотя бы обычная лампа на 12 В, пара проводов и источник постоянного тока на такое же напряжение (та же АКБ) – это необходимо для проверки отсутствия замыкания между щетками и корпусом.

  1. Один щуп мультиметра, переведенного в режим измерения сопротивления, присоедините к щеткодержателю, второй – к корпусу стартера. При отсутствии замыкания прибор покажет «бесконечность».
  2. Если тестера не оказалось под рукой, возьмите лампу с присоединенными к ней двумя проводами: один из них подключите к щеткодержателю, второй – к любому полюсу источника питания 12 В. От второго проведите провод к корпусу генератора. Свечение лампы будет указывать на наличие короткого замыкания.

Если этот момент есть, осмотрите провода, идущие от щеток: они нигде не должны касаться «массы». Тестирование не дало результатов? Рекомендуется заменить щеточный узел в сборе.

Проверка вилки и обгонной муфты

Здесь тоже особых сложностей нет: вилка (обычно она пластиковая) выталкивает обгонную муфту и поломка детали ведет к тому, что стартер крутит («жужжит»), но пуска двигателя не происходит, т. к. зацепление с маховиком отсутствует. Что касается на исправность, для этого необходимо зажать его в тисках через грубую ткань, чтобы не повредить.

Попробуйте подходящим ключом (лучше газовым №1 или «0») покрутить обгонную муфту в обе стороны: если она исправна, будет вращаться только в одну. В противном случае бендикс замените.


Проверка статора

Лучше это делать в автосервисе при помощи дефектоскопа. Гаражные условия предполагают другой вариант, соответствующий методу тестирования щеточного узла. Но только:

  • лампа нужна на 220 В и не более 100 Вт;
  • один вывод от сети подключается к корпусу статора, второй – к лампочке;
  • оставшийся провод от нее поочередно подключайте к выводам обмотки;
  • свечение (даже слабое) указывает на замыкание.

Если под рукой тестер, операция упростится: нужно измерить сопротивление между каждым выводом и корпусом: в среднем оно должно составлять 10 кОм. Меньшее значение говорит о замыкании (полном или межвитковым), «бесконечность» — об обрыве.


Проверка ротора

Чтобы убедиться в отсутствии короткого замыкания, используется вышеприведенный способ, нужно только изменить точки подключения:

  • один вывод от сети 220 В присоединяется к коллекторным пластинам, второй – к лампе;
  • осветительный прибор подключается между сетью и сердечником якоря.

Свечение лампы показывает на короткое замыкание. Можно воспользоваться омметром: в этом случае сопротивление между пластинами и якорем не может быть меньше 10 кОм.


Проверка маховика

О том, что его зубья изношены, свидетельствует скрежет и пуск «через раз». В хорошем состоянии маховика в некоторых случаях (в зависимости от модели автомобиля) можно убедиться визуально. Если видны зубцы, и они изношены наполовину или более по одному краю, то придется заняться ремонтом. У некоторых снимается венец маховика, который можно заменить. Если это невозможно, придется приобретать деталь целиком.


Другие причины

У опытных автовладельцев бытует выражение: «стартёр берет на себя». Здесь косвенный признак – сильное потускнение ламп приборного щитка при пуска ДВС, медленное проворачивание коленвала при хорошо заряженной АКБ и отсутствии любых вышеописанных неисправностей. Все это говорит о том, что между якорем и ротором неправильный зазор. Причина кроется в изношенности втулок (подшипников) или якоря, которые необходимо заменить.

Стартер – это один из тех узлов автомобиля, что могут быть продефектованы с точностью без какого-либо инструмента. Поэтому знания способов проверки стартера не будут лишними и выручат в дороге или помогут сэкономить некоторые деньги, не обращаясь в автосервис.

Дефектовка механических узлов

Проверка бендикса

Симптомы неисправностей:

  • «утыкания» при попытке запуска, пропадающие, если немного провернуть коленчатый вал;
  • неравномерное вращение коленвала с ощущением частых подклиниваний.

Бендикс (по фамилии изобретателя) выполняет двойную задачу – передает вращение от ротора электростартера на маховик и расцепляет ротор и маховик после запуска двигателя. По сути бендикса – это обгонная муфта, передающая крутящий момент только в одном направлении. Как только маховик начинает вращаться быстрее, чем это обеспечивает ротор стартера, бендикс разрывает связь между стартером и двигателем, хотя физически шестерни продолжают оставаться сцепленными.

Первое, что заинтересует при диагностике бендикса – состояние шестерни, особенно заходных участков. Трещины, забоины на зубьях, скругление граней заходных фасок – повод заменить бендикс.

Вторая проверка – работоспособность муфты бендикса. Для этого, удерживая бендикс за корпус, проверните шестерню в обе стороны. Исправный бендикс должен позволять легкое вращение шестерни в одном направлении и сразу при его изменении обеспечивать жесткое сцепление, которое силами человека не преодолеть. Если же происходит ощутимый срыв после сцепления, то такой бендикс потребует замены: он проскальзывает при попытке провернуть маховик двигателя, особенно зимой.

Проверка планетарного редуктора

Симптомы неисправностей:

  • шумное вращение;
  • заклинивание стартера;
  • визг при вращении, напоминающий трение металла о металл.

Изначально бендикс устанавливался непосредственно на роторе стартера. Однако это требовало использования низкооборотных электродвигателей, тяжелых и расходующих солидную мощность. В то же время планетарный редуктор позволяет устанавливать в стартере компактный высокооборотный электромотор, более экономичный и меньше нагружающий электросеть при включении (пусковые токи у стартеров в разы больше, чем номинальное токопотребление).

Устройство планетарного редуктора интересно. Его наружная обойма жестко зафиксирована в корпусе стартера, а вал, на котором установлен бендикс, жестко связан с пластиной, на которой установлены маленькие шестерни-сателлиты. Шестерня, находящаяся на роторе стартера, толкает сателлиты. А они, упираясь в наружную обойму, заставляют вращаться пластину с осью бендикса.

Удалив из редуктора старую смазку, внимательно осмотрите шестерни: на них не должно быть сколов, вал ротора не должен иметь люфта в центральной бронзовой или металлокерамической втулке. Эта втулка центрует ротор относительно статора: при появлении люфтов ротор трётся о статор, разрушая его и изнашиваясь сам.

Независимо от того, на какой из шестерен редуктора обнаружен скол, стартер потребует замены или установки редуктора с «донора». Скол означает наличие усталостных напряжений в металле, и возможно появление дальнейших трещин и сколов под нагрузкой, что приведёт к полному заклиниванию стартера.

Если с редуктором все в порядке, перед сборкой не забудьте добавить в него свежую пластичную смазку.

Проверка статора из постоянных магнитов

Признаки неисправностей:

  • «перемалывающий» звук при вращении;
  • заклинивание стартера.

На стартерах с планетарным редуктором нет необходимости в статорных обмотках: высокооборотному двигателю достаточно набора ферритовых или неодимовых магнитов. Они устанавливаются в корпусе на клей.

Из-за хрупкости магнитов запрещается наносить удары по корпусу стартера – это приводит к растрескиванию магнита и высыпанию его фрагментов внутрь. Это в лучшем случае даст заклинивание ротора без серьезных повреждений, в худшем – вызовет обрывы в обмотках, разрушение ламелей коллектора. Стартер с поврежденным статором требует замены или, в качестве временного решения, полностью удаляется поврежденный магнит. Однако учтите, что это снизит мощность стартера.

Причиной повреждения статора становится и люфт ротора из-за износа опорных втулок, в которых он вращается.

Проверка опорных втулок и хвостовиков валов

Симптомы неисправности:

  • шумная работа (вплоть до воя при работе);
  • подклинивание стартера.

Все пары трения в стартере – это подшипники скольжения, не требующие смазки во время эксплуатации. Однако работают они в достаточно грязных условиях: например, втулка со стороны бендикса (стоящая «в клюве») загрязняется продуктами износа сцепления.

С ростом люфтов во втулках увеличивается шумность работы, когда ротор цепляет за статор. Увеличение люфта со стороны шестерни бендикса позволяет ей отжиматься в сторону под нагрузкой, тем самым вырастает зазор в зацеплении бендикса с маховиком, и шестерни подвывают.

Проникновение грязи во втулку приведет к появлению задиров на поверхности втулки или вала, вероятно заклинивание ротора из-за наволакивания металла втулки на вал.
Проверка и обнаружение ощутимых люфтов во втулках не означает необходимость в полной замене стартера: для отечественных продаются ремонтные наборы, для импортных можно выточить на заказ, что гораздо дешевле. Дефектная втулка извлекается с помощью метчика, нарезающего в ней резьбу – после этого закрутите в нее длинный болт с подвижным грузом (импровизированный обратный молоток), просто вкрутите болт, чтобы выдавить втулку наружу (внимание: при этом высока вероятность растрескивания алюминиевой крышки, металл перед выпрессовкой обязательно нагреваем!).

Дефектовка электрики

Проверка ротора

Симптомы неисправностей:

  • стартер вращается с явным натягом и остановками;
  • ощутимый запах горелой изоляции.

Как и у двигателя постоянного тока, у ротора электростартера есть коллектор – узел, позволяющий обеспечить необходимое направление магнитного поля в обмотках при вращении. Это достигнуто путем применения ламелей – набора узких контактов, вращающихся вместе с ротором и подключающих к щеткам то одну обмотку, то другую.

Значительные повреждения ламелей увеличат в разы износ щеток и снизят мощность стартера. Такой ротор ремонтируем в специализированной мастерской или заменяем новым.
Незначительные задиры, канавки на коллекторе устраняем самостоятельно. Зажав хвостовик ротора в патрон электродрели или шуруповерта, нужно сначала зашлифовать коллектор наждачной бумагой со средним зерном (200-300), а затем заполировать более тонкой (1500-2000).

После этого обязательно прочистить прорези между ламелями от пыли с помощью ножа или плоской отвертки. Движения должны быть осторожными, чтобы нож или отвертка не соскочили на поверхность ламелей, поцарапав их.

При длительной прокрутке, особенно с использованием мощной «тещи» (пускового устройства, какими обычно пытаются «оживить» автомобили в автосервисах), обмотки ротора перегреваются. Если потемневшая изоляция с незначительным запахом гари терпима и указывает на ошибки при эксплуатации, то отслоение горелой изоляции – прямой повод к перемотке ротора или его замене, если это дешевле услуг специализированной мастерской.

Причиной перегрева частей обмотки становится ее короткое замыкание на корпус ротора. Проверяется это тестером в режиме прозвонки или лампочкой: один провод закрепляется на роторе, вторым поочередно касаемся каждой ламели коллектора. Замыкания между ними быть не должно.

Проверка щеточного узла

Признаки неисправностей:

  • стартер не вращается;
  • снижена мощность стартера.

У современных электростартеров используется две пары щеток. В каждой паре одна подает на коллектор ротора «плюс» питания, вторая – «массу». Со временем износ щеток неизбежен, что приводит к ухудшению контакта и сначала потерей стартером мощности, затем – к его полной остановке.

Щетки стартера должны иметь достаточную длину, позволяющую сжать пружины и надежно прижать их к ротору. Если щетки изношены неравномерно или от них осталось по нескольку миллиметров, требуется замена либо щеток по отдельности, либо щеточного узла в сборе в зависимости от конструкции конкретного стартера.

Проверка статорной обмотки безредукторных стартеров

Симптомы неисправностей:

  • потеря стартером мощности или его полная остановка;
  • запах горелой изоляции.

Обмотки статоров безредукторных стартеров соединяются последовательно с ротором и имеют низкое сопротивление, поэтому в гаражных условиях проверить наличие межвитковых замыканий в них можно только визуально, по следам перегрева или механических повреждений. С помощью тестера или лампочки проверяем отсутствие замыкания на корпус, если таковое не предусмотрено конкретной схемой сборки стартера (модели, где статор подключен параллельно ротору). В первом случае тестер или лампочка подключается к «плюсовой» клемме статора, а второй вывод – к корпусу. Во втором случае предварительно отключаем от корпуса второй вывод обмотки.

При наличии на обмотках следов повреждения или перегрева, не говоря уже о признаках возгорания изоляции, статор подлежит замене или перемотке.

Печать