Разбираемся с прикуривателем. Ток и шоу: как не сжечь машину Варианты использования прикуривателя в автомобиле

Прикуриватель – одна из немногих деталей автомобиля, которая за все время своего существования сохранила свою начальную конструкцию. В результате этого и на старых советских авто, и на самых современных моделях транспортных средств используется одна и та же конструкция этой детали. Конечно на «заре эпохи» это приспособление обладало только одной функцией, сейчас же в современном «цифровом мире» — оно зачастую выполняет функции далекие от «изначальных», например разъема для зарядки или даже пуска машины …


Это определяет как простота устройства, так и совершенство его конструкции. Хочется отметить — что сейчас многие производители, дабы улучшить продажи, устанавливают по несколько таких разъемов, чтобы угодить не только передним пассажирам и водителю, но также и задним, и дело тут не в том, что многие курят как паровозы.

Основное назначение

В те времена, когда прикуриватели только начали устанавливаться на машины, их производители предполагали, что использоваться такое устройство будут исключительно по назначению – для прикуривания сигарет (собственно отсюда и название). Но оно не получило широкой популярности среди владельцев авто: курящие, как и раньше, пользовались спичками и зажигалкой, для некурящих он был попросту не нужен.

В результате этого было время, когда автопроизводители задумывались о том, не убрать ли данное устройство из своей продукции в связи с его ненадобностью.

Однако в результате появления значительного количества автомобильных аксессуаров, что для своей работы требовали розетки, обеспечили прикуривателю немалую популярность, поскольку он как нельзя лучше подходил для этих целей.

Прикуриватели современной конструкции были запатентованы еще в 20 годах прошлого столетия, но впервые на авто начал использоваться в 50-годы и с того времени устройство автомобильного прикуривателя практически не менялось. Таким образом, это – автомобильное устройство, на которое никак не влияет технический прогресс.

Сегодня розетками такого устройства оснащены все автомобили, а в некоторых моделях их есть даже два. Кроме того, всегда есть возможность установить специальный разветвитель, который из одной розетки сделает несколько.

Устройство прикуривателя и его работа

Устройство прикуривателя автомобиля чрезвычайно простое. Само по себе это – металлический патрон, который имеет кнопку и рукоятку из пластика. Внутри этого патрона располагается спираль из нихрома.

На приборной панели или в каком-то другом месте его салона располагается специальная розетка. При вставке прикуривателя в розетку и нажатии на рукоятку он подключается к электрической бортовой сети транспортного средства.

Положительный контакт от электросети подается на центральную клемму гнезда и саму спираль устройства или же на центральный штекер подключаемых приборов. Отрицательный контакт идет на цоколь розетки и прижимы штекера.

При использовании прикуривателя через его нихромовую спираль проходит ток, вследствие чего она нагревается.

При достижении максимальной температуры спиралью срабатывает термореле. При этом прикуриватель отключается от электросети, переводится в свое первоначальное положение, происходит щелчок.

Для защиты разъема прикуривателя используется стандартный предохранитель, рассчитанный на 10 Ампер. Располагается он, как и остальные, в блоке предохранителей, обозначается надписью «sigar» или обычным изображением сигареты. Такое простое устройство прикуривателя автомобиля практически не менялось со времени своего появления.

Преимущества и недостатки

Самым важным преимуществом гнезда прикуривателя является его универсальность, благодаря чему к нему можно подключить большое количества различных электроприборов: кофеварки, зарядные устройства, навигатор и тому подобное.

Серьезным недостатком является отсутствие надежной коммутации токов большой силы. А в подключаемых устройств сила тока зачастую может достигать 40 Ампер. В этом есть прямая зависимость: при большой силе электрического тока, который проходит сквозь цепь, соединения должны быть максимально надежными.

Из-за возникающих при езде толчков между гнездом и вилкой снижается надежность контакта, что иногда приводит к искрению соединения, замыканию или настоящему возгоранию.

Распространенные проблемы с устройством

В большинстве случаев проблемы с работой прикуривателя возникают в результате перегорания предохранителя из-за дополнительных приборов, которые подключаются посредством разветвителя и создают повышенную нагрузку. Происходит это из-за того, что из-за своих особенностей устройства прикуриватели рассчитаны только на определенную мощность и лишь на кратковременные включения, а не на постоянное использование.

Конечно, можно попытаться решить такую проблему при помощи более мощного предохранителя, но такое решение может привести к сгоранию всего гнезда.

Чтобы предотвратить перегорание предохранителя и гнезда прикуривателя не следует подключать к нему устройства, штекеры которых собраны не плотно или болтаются. Это может привести к замыканию и многим дополнительным проблемам.

Для использования приборов повышенной мощности – пылесосов или различных нагревателей – подключать их лучше напрямую к аккумулятору. Еще одни вариант – воспользоваться специальным выводом подключения таких приборов. Подобные гнезда работают непосредственно от АКБ автомобиля, защищены предохранителями на 20-30 Ампер.

Прикуриватель, это устройство, прямое назначение которого - прикурить сигарету пока ведешь машину. А вот гнездо прикуривателя, с развитием современных технологий, стало использоваться для подключения разнообразных электроприборов к бортовой сети в машине, таких как навигатор, видеорегистратор, зарядное устройство мобильного телефона и ноутбука, автокомпрессора и многие другие устройства. Современный человек уже не представляет себя без своей машины и без средства сотовой связи, а единственное место для подключения различных приборов в машине - прикуриватель.

Плюсы и минусы прикуривателя

Несомненное его преимущество состоит в том, что к его гнезду можно подключить многие электроприборы, так необходимые в дороге и облегчающие жизнь: зарядное устройство для смартфона и ноутбука, регистратор, миниэлектрочайник и множество других.

Большим недостатком прикуривателя служит то, что коммутация больших токов, по своей конструкции, не отличается высокой надежностью, а многие современные электроприборы, такие, как ноутбук или автохолодильник, имеют большую потребность в питании. А ведь чем выше сила тока, проходящего по цепи, тем крепче и надежнее должны быть все соединения. Конечно, хорошо было бы, если бы для увеличения прочности удержания вилки в гнезде прикуривателя, стали выпускать вилки, на которых было бы побольше прижимных лапок. Но на сегодняшний день, на большинстве вилок, устанавливают только подпружиненный контакт и две прижимные лапки массы, а площадка центрального контакта в гнезде помещается на разной глубине, иногда и очень небольшой.

В течение поездки от тряски и различного рода толчков происходит нарушение надежности контакта между гнездом и вилкой. Это может послужить причиной того, что соединение начнет искрить, спровоцирует короткое замыкание или даже возгорание. Помимо этого, сейчас становится все популярнее использование разнообразных разветвителей и переходников для прикуривателей, дающих возможность подключения сразу нескольких электроприборов, а это увеличивает нагрузку на сеть и снижает надежность системы.

Подключение прикуривателя

Если нет прикуривателя, то в машине становится неудобно, ведь любому автомобилисту известно, что для подключения столь полезных и просто удобных в дороге приборов в машине имеется только одна «розетка». Если она выходит из строя уже нет возможности подзарядить мобильный, ноутбук, подключить навигатор и сделать еще множество простых и приятных вещей. Многие автомобилисты задумываются, как подключить эту полезную штуку своими руками и не обращаться к услугам автослесарей.

Инструменты

Для самостоятельного подключения прикуривателя в машине понадобятся следующие инструменты:

  • пассатижи;
  • отвертка;
  • напильник (можно надфиль взять);
  • паяльник.

Последовательность работы

Подключая прикуриватель в машине, нужно придерживаться определенной последовательности в работе:

  • скрутить гайку, находящуюся на тыльной стороне прикуривателя;
  • разобрать само устройство;
  • в нижней части устройства должна находиться полупроводниковая пластина, которая частенько служит причиной того, что прикуриватель перестает нормально функционировать;
  • пластина удаляется за ненадобностью;
  • на корпусе устройства спиливается выступ напильником или надфилем;
  • после этого прикуриватель нужно собрать;
  • провода для подключения прикуривателя необходимо зачистить на 7 мм;
  • на всех проводах обжимаются клеммы;

Важно! Соблюдайте полярность подключения проводов, иначе, допустив ошибку, можно вызвать короткое замыкание.

  • теперь необходимо убрать центральную консоль в машине;

Совет! Для удобства работы, желательно убрать подлокотник и кожух рычага, хоть это и трудоемкая работа. Ведь некоторые саморезы расположены неудобно и до них трудно добраться.


Иногда может случиться, что диаметр кольца не подходит к нужному отверстию, кольцо может оказаться шире по диаметру. Тогда можно надфилем или напильником увеличить отверстие до подходящего диаметра.

После того как устройство будет подключено, необходимо сразу же проверить насколько нормально оно функционирует.

Какие приборы подключаются к прикуривателю?

Многие водители считают прикуриватель в машине лишним. Курящие водители пользуются привычной зажигалки, а некурящим он и вовсе не нужен. Но все же не зря прикуриватель устанавливают даже на новейших современных машинах, ведь к его гнезду можно подключить множество любимых и необходимых в поездке приборов. Давайте рассмотрим самые популярные и необходимые, которые можно подключить к гнезду прикуривателя.

Пылесос , ведь чистота любимой машинки бывает важнее, чем чистота дома. Автомобильные пылесосы, работающие от прикуривателя - очень разные, отличаются по мощности, количеству насадок и внешнему виду.

Автокомпрессоры избавляют водителей от необходимости накачивать шины «по старинке», насосом. Попутно автокомпрессором можно накачать надувную лодку, матрас или бассейн. Компрессоры бывают разной мощности.

Можно подключить и вентилятор . В жару, если нет кондиционера, это устройство неплохо выручит.

Еще одним удобным и полезным прибором можно назвать обогреватель для машин. Это может быть тепловентилятор для быстрого отогревания и размораживания стекол или накидка с подогревом на сиденье. Они легко подключаются и легко демонтируются в теплое время года.

Мобильный телефон . Сегодня невозможно представить человека без сотового телефона, а он ведь может разрядиться в тот момент, когда позвонить, ну, просто, жизненно необходимо. Для этого и существуют разнообразные телефонные автозарядки. Еще есть зарядки для разных аккумуляторов, например, для батарей ноутов, пальчиковых аккумуляторов АА, ААА и прочих.

Адаптер , если его подключить к автомобильной сети, сделает жизнь автолюбителя в дороге намного комфортнее. При его помощи можно воспользоваться электробритвой, подзарядить планшет, и другие маломощные устройства. Адаптеры бывают универсальными и специализированными.

В дальней дороге хорошо выручит контейнер для разогрева пищи или, его более дорогой шедевр - микроволновая печь.

Подключение магнитолы. На большинстве современных авто питание автозвука встроено, но на старых, особенно отечественных, такой линии нет и чаще всего проводку от магнитолы подключают к прикуривателю.

Правила пользования

Все приборы, подключаемые к прикуривателю, электрические и правила безопасности по работе с ними необходимо соблюдать, согласно инструкции работы с электроприборами. Это значит, не превышать нагрузку (внимательно читать инструкцию к электроприборам).

Пользуясь разветвителем, нужно складывать мощность всех подключенных приборов.

Главное, что следует помнить, это то, что даже при выключенном двигателе, включенные в прикуриватель электроприборы продолжают работать и существует риск разрядить аккумуляторную батарею, особенно если подключены такие приборы, как автохолодильник или видеорегистратор.

В статье мы подробно разобрали, как подключить прикуриватель, а также узнали, для чего он нужен. Но если вам недостаточно одного гнезда, предлагаем посмотреть следующее видео, из которого вы узнаете, как подключается дополнительный прикуриватель в машине:

Установленный прикуриватель должен долго и без излишних проблем обеспечивать энергией всех потребителей, подключаемых к его гнезду через бортовую сеть транспортного средства.

Автомобильный прикуриватель – обязательный аксессуар транспортного средства. В последнее время неисправность разъема прикуривателя особенно ощутима, так как он часто нагружается дополнительными функциями питания и зарядки всевозможных гаджетов.

Они же являются возможной причиной перегорания предохранителей питания розетки прикуривателя и неисправности разъема.

Устройство прикуривателя автомобиля

Несмотря на внешнюю простоту, устройство автоприкуривателя представляет довольно сложную техническую конструкцию:

На центральный контакт 1 подают напряжение питания + 12 Вольт через предохранитель номиналом 10 – 30 Ампер (зависит от типа прикуривателя и марки автомобиля). Рабочий элемент 9 обычно выполнен из спиральной нагревательной нихромовой пластины. Его центральный контакт соединяется с контактом 1 (напряжение питания) после нажатия на кнопку 6 съемного элемента прикуривателя 5.

Биметаллические пластины 10 фиксируют момент прижатия съемного элемента к контакту прикуривателя. По мере нагревания электрического элемента 9 температура биметаллических пластин увеличивается, они изменяют геометрические размеры, крепление фиксаторов ослабляется, и пружина 3 выталкивает съемную часть из гнезда, тем самым сообщая о моменте полного разогрева.

В большинстве современных прикуривателей имеется лампочка или светодиодные элементы для подсветки гнезда в темное время суток.

Почему не работает прикуриватель в машине — основные неисправности, причины и способы их устранения

Основными неисправностями автомобильных прикуривателей являются:

  • перегорание нагревательного элемента съемной части;
  • подгорание контактных зон стационарной и съемной части;
  • несвоевременный выброс съемной части при пониженной температуре;
  • отсутствие фиксации съемного элемента;
  • неисправность лампы подсветки;
  • отсутствие напряжения на плюсовом центральном контакте прикуривателя;
  • плохая «масса».

Перегорание нагревательного элемента в настоящее время встречается гораздо реже, чем другие неисправности. Это связано и с пропагандой здорового образа жизни, в том числе, но, в большей мере с тем, что гораздо чаще гнездо прикуривателя питает и заряжает различные гаджеты, чем служит для непосредственного исполнения своих прямых обязанностей.

Нагревательный элемент, в принципе, можно заменить — раньше на Жигулях так и делали. Но сейчас при всем многообразии автоприкуривателей, легче и дешевле поменять конструкцию, причем, целиком в сборе, так как подобрать в точности элементы стационарной и съемных частей очень сложно.

Видео — замена прикуривателя на Приоре:

Подгорание контактных зон – частая неисправность. Она связана с большими токами (до 25 Ампер), которые протекают, особенно в момент коммутации.

Большая ошибка – пробовать подчистить контакты с помощью ножа или отвертки. В большинстве случаев питание на прикуриватель подается постоянно (иногда в первом положении ключа зажигания). Производя очистку неизолированным металлическим предметом, можно закоротить питающее напряжение на массу, и, в лучшем случае, неизбежно.

Чистку контактных зон желательно производить при обесточивании самого прикуривателя (например вынув соответствующий предохранитель). Очистку можно произвести отверткой, надежно обёрнутой наждачной бумагой или протереть контакты чистым спиртом с помощью жесткой кисточки, после этого дать просохнуть во избежание возгорания.

Видео — как отремонтировать прикуриватель в машине:

Несвоевременный выброс съемного элемента с недостигнутой до рабочей температуры нагревательного элемента возможен при износе биметаллических пластин фиксатора.

Очень часто это случается по причине нарушения геометрии пластин при установке «левых» гаджетов и переходников. Пластины со временем разгибаются и неправильно фиксируют прикуривательный элемент, производят преждевременный выброс.

Видео — решение проблемы с прикуривателем Калины при подключении компрессора:

Наиболее опасна ситуация отсутствия выброса съемного элемента, то есть чрезмерная фиксация. Это может привести к самовозгоранию пластмассовых элементов конструкции и автомобиля в целом. Такие случаи имели место. Поэтому некоторые некурящие автолюбители достают съемную часть из гнезда во избежание случайной фиксации (например, прислонив туда сумку).

Однако и в этом случае гнездо конструкции лучше чем-нибудь заполнить во избежание случайного попадания в него небольших металлических предметов и закорачивания контактов.

Не следует оставлять на длительное время, особенно при отсутствии пассажиров и водителя в салоне, включенные в разъем переходники питания гаджетов, и тройники, дополнительное оборудование.

Особенно опасны сравнительно недавно появившиеся на рынке дополнительные .

Они потребляют большие токи в непрерывном режиме. Если прикуриватель нагревается за минуту, то они могут оставаться включенными часы. Предохранитель 30 Ампер (иногда его номинал принудительно увеличен) может выдержать большой постоянный ток в течение длительного периода. А вот идущие к разъему проводники начинают разогреваться, изоляция размягчаться. Возможна ситуация межпроводниковых замыканий, которая может привести к возгоранию проводки.

Видео — как разобрать прикуриватель при его замене на ВАЗ 2110, 2111, 2112:

Очень часто, в основном автолюбители, параллельно прикуривателю , дополнительное оборудование. Действительно, обычно этот способ подключения наиболее прост. Но, вместе с тем, и наиболее опасен.

Проводка прикуривателя зачастую не рассчитана на большие постоянные токи, а современные магнитолы с выходной мощностью 4 х 50 Ватт потребляют токи до 50 Ампер в пиковом режиме.

При выходе из строя предохранителя прикуривателя (обычно он установлен в группе предохранителей в салоне), следует исследовать причины его перегорания. Очень частая причина – неисправность зарядного устройства гаджета либо замыкание контактов в момент коммутации.

Это не так страшно, как замыкание электропроводки или перегорание выходных каскадов автомагнитолы при ее подключению к прикуривателю.

В любом случае, недопустима установка на место предохранителя «жучка», даже на непродолжительное время.

Минусовой (массовый) вывод прикуривателя соединен с внутренней поверхностью гнезда. Во многих автомобилях он подключается непосредственно под болт на «массу» кузова. В процессе длительной эксплуатации место соединения может окислиться, контакт нарушиться. Это приводит к нарушению работы прикуривателя. Чтобы восстановить работоспособность, необходимо очистить контакты массового провода.

Советы по эксплуатации автомобильного прикуривателя.

Одни хозяева заряжали мобильный телефон, другие пытались повысить температуру в салоне при помощи электрического обогревателя. Виноватыми в этих случаях чаще всего остаются автовладельцы, т. к. в судебных разбирательствах закон на стороне автопроизводителей. Нельзя нарушать правила эксплуатации транспортного средства. Так какие приборы можно подключать к прикуривателю, а какие не стоит?

Автомобильное гнездо, назначение и ограничения

Основное назначение автомобильного гнезда – питание штатного прикуривателя. Что же автопроизводители разрешают включать еще в этот разъем? На эту тему проводилось много исследований, но полной ясности добиться так и не удалось. Многие производители запрещают пользоваться гнездом прикуривателя для питания других приборов. Некоторые разработчики разрешают подсоединять только такие устройства, на которых есть бренд автоконцерна на этикетке. Другие автопроизводители при ответе на вопрос о технических характеристиках гнезда прикуривателя ссылаются на стандарты SAE. Еще одна категория ограничивает применение электроприборов по максимальному току потребления. В автомобилях для подключения дополнительных устройств установлены специальные розетки. На старых отечественных и иностранных машинах они отсутствуют, т. к. во времена создания этих машин не было столько гаджетов. Но и с розетками не все получается идеально.
  1. Во-первых, есть ряд отличий, как в конструкции гнезд, так и в конструкции штекеров. Например, обычная розетка не имеет биметаллического захвата. Из-за этого штекеры выскакивают из гнезда и плохо контачат. Да и вилки встречаются некачественные. Плохой контакт – это искрение и нагревание узла.
  2. Второй момент, который важно учитывать при использовании розетки или прикуривателя, – модель предохранителя. В старых машинах цепь с прикуривателем оснащалась предохранителем 16 А. В некоторых иномарках встречаются приборы с номиналом 15 А, иногда производитель устанавливает 10-амперные устройства. Однако при длительном включении тепловентилятора происходит нагрев розетки, от которого начинается плавиться пластик. При этом предохранитель может выдержать и более мощные приборы, а это достаточно опасно.
Как же советуют поступать опытные автомобильные электрики? Прежде чем включить в гнездо прикуривателя какой-либо электроприбор, необходимо запомнить, что в случае возгорания виноват будет автовладелец. Три постулата объясняют причины проигрышей автомобилистов в судах.
  1. Производитель авто, как и страховая компания, будут настаивать на том, что не давали разрешения на использование дополнительных устройств.
  2. Продавец модного гаджета обвинит автовладельца в неправильной эксплуатации его качественного прибора. Тем более что подавляющее большинство разработчиков прячется за Великой Китайской стеной.
  3. И, наконец, сотрудники ГИБДД найдут действия, связанные с изменением конструкции автомобиля. А это запрещено правилами.
Поэтому, включая дополнительное устройство в гнездо прикуривателя или розетку, владелец рискует в любом случае. Чтобы обезопасить авто от пожара, достаточно выполнять следующие рекомендации автоэлектриков.
  • Используя любой гаджет (даже самый слабый по мощности), необходимо периодически прикасаться рукой к адаптеру. При сильном нагреве прибор тут же извлекается из гнезда.
  • Не следует без чрезвычайной необходимости подсоединять устройства мощностью свыше 180 Вт. Это касается таких приборов, как тепловентилятор, кипятильник, пылесос, кофеварка. Даже можно заменить ручным или ножным насосом. Это пойдет на пользу здоровью.
  • Опасно применять разветвители розетки, где есть 3-4 гнезда. Суммарная нагрузка не должна превысить 180 Вт.
  • Приобретать разветвители, зарядные устройства, переходники лучше у официальных дилеров. Это не сильно ударит по карману, зато исключит риск непредвиденного возгорания.
  • После включения гаджета в розетку следите за степенью натяжения питающего кабеля. При сильном натяжении может оторваться провод или выскочит штекер из гнезда.
  • Выходя из машины, важно отсоединить дополнительные приборы. Во-первых, лежащие в салоне гаджеты привлекают внимание мелких воришек. А во-вторых, не все розетки обесточиваются при выключении зажигания. Так что оставленный холодильник быстро разрядит аккумуляторную батарею. Риск пожара также никто не отменял.

Примеры применения автомобильных аксессуаров

Одним из наиболее безопасных автомобильных аксессуаров считается пылесос. Если рассуждать логично, то этот прибор постоянно находится в руках автовладельца, который контролирует его работу. Мощность автомобильных пылесосов составляет 80-140 Вт. В то же время бытовой аналог имеет мощность в пределах 1500-2000 Вт. Поэтому и уборка по скорости будет несопоставимой. Использовать чайник в салоне автомобиля приходится во время путешествий, на охоте или рыбалке. Насколько полезен этот аксессуар можно понять из следующего расчета. При заявленной мощности 180 Вт чайник потребляет 15 А. Если объем воды составляет 0,9 л, то закипание произойдет только через 30 минут. Кипятильник мощностью 120 Вт нагреет тот же объем воды уже за 42 минуты. Может выгоднее в таких случаях приобрести автономные газовые горелки? Пользуясь дополнительными электрическими приборами в салоне машины. Важно не оставлять их включенными без присмотра и контролировать степень нагрева гнезда прикуривателя. Только так удастся избежать возникновения пожароопасных ситуаций.

Всем автовладельцам знакомо такое устройство, как прикуриватель. Впервые он появился в 1920 году и предназначался лишь для одной цели — это зажигать сигарету, используя электросеть автомобиля. Интересная идея, казалось бы, должна была вызвать фурор, но, как показало время, впоследствии автомобильный прикуриватель оказался особо не нужен. Те, кто курил, и дальше пользовались спичками и зажигалками, а кто не курил - и подавно не знал, что с ним делать.

Но в конце ХХ века ситуация кардинально изменилась. Прогресс электроники открыл новые возможности эффективно использовать это недавно бесполезное устройство.

Из чего состоит прикуриватель

Устройство автомобильного прикуривателя довольно простое. Сам прибор похож на пластмассовую пробку от шампанского. На его шляпке обычно нарисована сигарета или по-английски написано «сигара». Внутри находится нихромовая спираль, которая и является нагревательным элементом. Одним контактом служит центральный стержень, к которому подпаяна проволока, другим - металлическая окружность прибора. Между двумя контактами вставлен диэлектрик, защищающий проводники от короткого замыкания между собой. Также в устройстве установлено биметаллическое тепловое реле. Это рукоятка.

На панели приборов, обычно посередине снизу, находится неприметное гнездо, называемое контактным стаканом, которое подключено к аккумулятору автомобиля. Оно имеет углубление и два металлических контакта: один - посередине, другой ― внутренняя оболочка гнезда. В него и вставляется рукоятка, которая выскакивает, когда нагреется.

Как работает устройство

Для того чтобы нагреть автомобильный прикуриватель, достаточно вставить его в гнездо и нажать на шляпку. На какое-то время он зафиксируется в нижнем положении, при этом контакты прикуривателя соединятся с электропитанием автомобиля, и спираль начнет нагреваться. Как только температура достигнет необходимой величины, тепловое реле отключит питание. Сигналом готовности послужит щелчок - теперь можно вытаскивать прикуриватель и использовать.

В наше время китайские мастера придумали множество электронных устройств, способных работать от бортовой сети автомобиля. И так как в салоне не предусмотрена специальная розетка для подключения такого оборудования, то тут-то и приходит на помощь розетка прикуривателя. В связи с этим производители девайсов быстренько внесли в их комплектацию вилку для розетки прикуривателя с ограничителем по напряжению и соответствующим разъемом для подключения.

Итак, какие бывают основные устройства с такой дополнительной автомобильной розеткой?

Обогреватель

Автомобильный обогреватель от прикуривателя представляет собой подобие фена на 12 вольт. В пластмассовом с прорезями корпусе небольшого размера находится нихромовая спираль, намотанная на керамический или слюдяной каркас. Также в нем установлен небольшой вентилятор, который принудительно обдувает нагреватель, распространяя тем самым теплый воздух по салону авто.

Существуют разного назначения обогреватели. Одни предназначены для кратковременного нагрева салона зимой, когда автомобиль еще холодный. Другие в виде фена со свободным перемещением в руке по салону служат для местного обогрева, например, замерзшего стекла. На крайний случай можно им и голову подсушить, попав под дождь.

Крепится автомобильный обогреватель от прикуривателя с помощью липучек на панель приборов или на стекло. Мощность приборов варьируется в пределах 200 Ватт.

Термокружки

Еще одной полезной вещью в холодное время года, да и не только, могут быть автомобильные термокружки. От прикуривателя они нагреваются, подключаясь к сети автомобиля кабелем с вилкой под соответствующее гнездо. По виду схожи с обычными - с нержавеющим стаканом, пластмассовым корпусом и крышкой. Отличием автомобильной кружки является наличие в ней нагревательного элемента, способного разогреть воду или напиток до 70º С и поддерживать эту температуру сколько угодно.

Разъем USB

Очень полезной штукой является разъемUSB.К каждому электронному устройству идет в комплекте шнур с данным разъемом для подзарядки или питания аппарата. Это может быть навигатор, мобильный телефон, планшет, автомобильный телевизор, пылесос для уборки салона и многое другое. В связи с потребностью в этом разъеме и был придуман переходник — прикуриватель автомобильный USB. Выглядит он чаще всего как обычный прикуриватель, но на верхней шляпке находится один или несколько знакомых каждому USB-разъема.

Бывают и другие варианты внешнего вида, но функцию выполняют они одну и ту же — обеспечить автолюбителя востребованным, универсальным разъемом.

Польза для аккумулятора

Чем же может быть полезен прикуриватель автомобильный для аккумулятора? Всем знакома ситуация, когда глохнет мотор, а завести его снова не получается по причине разряда аккумуляторной батареи. И тут снова приходит на помощь уже знакомый всем автомобильный прикуриватель.

Первый вариант — это подзарядить аккумулятор с помощью специального шнура, с одной стороны которого два «крокодильчика» для подключения на батарею машины друга, а с другой ― розетка для прикуривателя.

Второй вариант — специальное устройство, которое сейчас можно легко приобрести. Это подобие небольшого пускового аппарата, в основе которого лежит аккумулятор небольшой емкости. Кабель от него имеет на выходе привычный разъем для прикуривателя. В нормальном режиме устройство заряжается от сети автомобиля, а при неприятной ситуации, описанной выше, он отдает свой заряд обратно на автомобильный аккумулятор. Как уверяет производитель этого прибора, заряда вполне будет достаточно, чтобы завести машину.

Безопасность использования

Как видно, с течением времени автомобильный прикуриватель действительно стал востребованным и полезным разъемом. Но здесь есть свои «подводные камни». Что касается таких энергоемких приборов, как кружки и обогреватели, то возникает множество вопросов о безопасности их использования.

Во-первых, предохранитель в цепи прикуривателя имеет номинал около 10 А, а это мощность в 250 Ватт, при превышении нагрузки предохранитель попросту перегорит.

Во-вторых, сам разъем прикуривателя довольно хлипкий. Контактная часть не может выдержать длительные нагрузки больших токов, что приведет к их разрушению и подгоранию.

В-третьих, провод в этой же цепи имеет сечение 1-1,5 мм², и даже если увеличить номинал предохранителя, проводка перегорит вместо него. Все такие случаи могут привести к пожару.

Поэтому нужно учитывать эти тонкости, включая в разъем различные приборы. Выход, конечно, есть. Провести отдельную линию непосредственно от аккумулятора термостойким проводом с сечением 4 мм² и через предохранитель 20-50 А. Соответственно, разъем прикуривателя также должен быть доработан.